Говорить, чтобы понимали. 12-18 месяцев (1 год-полтора года)

В годик ваш кроха начинает говорить. Он произносит свои первые слова, теряющиеся в его лепете, прежде чем, значительно позже, соединить их в фразы. Прогресс в данной сфере зависит от ребенка, многие дети предпочитают язык тела, прежде чем перейти к вербальному этапу.

Превербальная речь, лепет

Малыш начинает говорить на своем жаргоне (превербальная речь), включающем несколько настоящих слов. За четырьмя или пятью слогами, более или менее четко артикулируемыми, следует «малышовая речь».

МУЗЫКАЛЬНАЯ МАНЕРА - В период между 6 месяцами и годом малыш сначала распознавал ситуации, а затем некоторые слова, ассоциирующиеся с повседневной деятельностью. Теперь он произносит звуки так, будто пытается комментировать все происходящее вокруг него. Лепет, сперва отрывчатый, через несколько недель становится более ритмичным и продолжительным. Даже если фразы сами по себе неразборчивы, то интонация похожа на речь взрослых: малыш имитирует вопросы и восклицания. Это музыка без слов. Кстати, в этом возрасте он уже может напевать, но только чуть позже он сможет запоминать мотив песен, которые ему нравятся.

ЖЕСТЫ И ИНТОНАЦИЯ - Некоторые малыши переходят от слогов к языку жестов, что их вполне удовлетворяет на протяжении нескольких недель или даже месяцев.

Они сопровождают эти движения разнообразной интонацией, зависящей от того, что они хотят выразить. В год все дети показывают пальцем на тот предмет, который не могут потрогать, но хотят, чтобы им его дали, и для того, чтобы задавать вопросы. Впрочем, родители сразу говорят: «Ты это хочешь, сейчас я тебе это дам (или не могу дать)» или «это то-то и то-то». Если звучание возгласа сопровождается жестом и определенным выражением лица, то вполне может заменять слова. Наиболее часто встречаемый звук - настойчивое «а» означает «дай». Не надо беспокоиться по поводу отсутствия в речи малыша до 2 лет слов, не заставляйте его говорить. Ничто вам не мешает наложить ноты - слова - на его мелодию.

Первые слова

Развитие речи происходит в несколько этапов, которые начинаются с лепета и переходят к возможности составлять короткие фразы. Первые слова часто появляются после 1 года, впрочем, словарный запас на протяжении нескольких месяцев будет относительно бедным, не превышая 10-15 слов.

БЛАГОПРИЯТНАЯ АТМОСФЕРА - Малыш достигает значительного и видимого прогресса, когда к 18 месяцам самостоятельно начинает повторять слова и запоминать новые. Вскоре он начнет соединять в предложения по 2-3 простых слова, не используя глаголы. Это начало речи - этап неврологического развития, которому необходима благоприятная атмосфера: эмоциональное спокойствие и игровая деятельность. Ваш малыш может имитировать звуки животных, видя их на картинках, этим можно пользоваться для игры. Только не превращайте игру в жесткое обучение.

НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ - Произнесение первых слов может доставить малышу такое же удовольствие, как первые шаги. Называть, придавать смысл всему окружающему - это еще один способ приблизить его к себе. Впрочем, радость от произнесения слов у всех детей проявляется по-разному, она то возникает, то стихает. Малышу нравится использовать слова, которые обозначают все, что радует его и имеет для него какой-то смысл.

Значительная часть этих слов носит утилитарный характер: «на», «дай», «ванна», «вода», «хлеб» и т.д. Ребенок также может произносить свои собственные слова-подражания звукам, которые он слышит: кое-какие из них присущи многим детям, например, «би-би» используется для обозначения машины. Другие являются собственным изобретением малыша и принадлежат только ему.

ЦЕЛОЕ ПОСЛАНИЕ В ОДНОМ СЛОВЕ - От года до 2 лет малыш понимает намного больше слов, чем может произнести. Считается, что к 18 месяцам или 2 годам ребенок говорит 50-75 слов, а понимает примерно 300. Поэтому его послания на самом деле намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Когда он произносит в вашем присутствии «мама», он может тем самым хотеть сказать вам: «Как я рад, что ты рядом» или «Почему ты взяла свою сумку?», или «У тебя красивое платье»...

Для него значение слова намного шире, чем для взрослого. «Папа» может означать не только его отца, но и всех знакомых ему людей мужского пола. Звуки «ав-ав» могут подразумевать собак, лошадей, кошек и т.д. Иногда же, наоборот, малыш ограничивает смысл слова: некоторые девочки используют слово «кукла» только для их любимой куклы и никогда - для обозначения других игрушек.

Билингвизм?

  • Если вы с супругом родом из разных стран, вы наверняка захотите, чтобы ваш малыш говорил на двух языках. Это произойдет, если каждый из вас с самого рождения будет говорить с малышом на своем родном языке.
  • Разговаривайте только на своем родном языке, когда остаетесь наедине с малышом, когда же вся семья в сборе, то говорите на удобном для всех языке.
  • К 2 или 3 годам ребенок будет нечетко произносить слова на одном и другом языке, иногда смешивая их, при этом нисколько не напрягаясь и не задумываясь. Позже он научится отличать язык отца от языка матери.
  • У ребенка, говорящего на двух языках, в основном, не бывает каких-то особых трудностей в школе (ни в обучении чтению и письму).
  • Билингвизм является проблемой только для тех детей, у кого изначально были трудности с речью.
  • Учить дополнительному языку в раннем возрасте - неоправданное решение, если только речь не идет о родном языке одного из родителей. Если же в вашей семье иная ситуация, то нет причин для обучения малыша второму языку в этом возрасте.
Категории: 1 год, 1.5 года
Категории статей