Первые шаги ребенка в 12-18 месяцев (1 год - полтора года)

Ходьба - начало нового этапа в жизни ребенка и его родителей! Теперь все свои усилия он направит на обучение ходьбе, забыв о других видах деятельности. Затем, как только он научится ходить, новые достижения будут следовать одно за другим: бег, подъем по лестнице... отныне его желание познакомиться с окружающим его миром ничем не ограничено.

Большой скачок вперед

В один прекрасный день ваш малыш соберется с силами и отпустит руку, за которую он держался. Ходьба - главный этап неврологического развития ребенка, она позволяет малышу наконец покорить окружающее его трехмерное пространство и отправиться навстречу «приключениям». Уже через несколько недель ваш малыш будет носиться повсюду, крича от восторга, что вы не можете поймать его. Все изменится для него и для вас...

ВОЗНАГРАЖДЕННЫЕ УСИЛИЯ - В первое время обучение ходьбе потребует от малыша значительных усилий, более того, оно на время станет его основным занятием. Однако вскоре ребенок поймет, что ходьба - это еще и прекрасный способ добраться до всего, что его окружает и манит к себе уже несколько месяцев. Он начнет открывать мир, отдавая этому всю свою энергию. Ему понадобятся ваше доверие и поддержка, малыш будет возвращаться к вам для обретения уверенности с тем, чтобы с новыми силами отправиться навстречу полному открытий миру.

Внимание!

Не стоит беспокоиться, если вашему малышу полтора года, а он до сих пор не ходит, но все же следует показать его специалисту, который сможет определить, какие факторы могут тормозить процесс обучения ходьбе.

Первые попытки

Ваш малыш сам почувствует, что настал подходящий момент для старта. Прежде чем начать ходить, он должен научиться самостоятельно стоять на ногах, затем от 10 месяцев до года он будет ходить, держась за опору. Он опирается либо на ваши руки, либо держится за перекладины манежа, стулья или подушки дивана. Развитие координации и равновесия позволит ему чуть позже опираться лишь одной рукой или даже одним пальчиком.

И ПЕРВЫЕ ПАДЕНИЯ! - Через несколько недель или чуть позже, малыш будет самостоятельно делать 2-3 шага, а затем с удивлением падать на попку. Если его напугала эта первая попытка, он не сразу возобновит ее: малышу понадобится несколько дней или даже 2-3 недели, чтобы вновь обрести уверенность в своих силах. Его первые шаги - неуверенные, мало скоординированные, он передвигается на широко расставленных ногах для обеспечения лучшей устойчивости. Поскольку он еще пока не умеет садиться на корточки, чтобы остановиться, он падает, затем повторяет попытку, еще и еще. Ему понадобится время, чтобы научиться координировать свои движения и делать более размеренные и уверенные шаги. Отныне падения будут многочисленными, но в основном безобидными, поскольку малыш достаточно гибкий. Эти падения никоим образом не помешают ребенку настойчиво добиваться успеха.

Надо ли помогать малышу?

Держать малыша за руку и быть рядом с ним, когда он совершает свои первые шаги, - неописуемое удовольствие. Важно придерживаться его темпа обучения: если он сам не пытается ходить, не заставляйте его: если же ему нужна помощь, не оставляйте его. Достаточно уважать его инициативу, не пытаясь предупредить или притормозить ее.

БЕЗ ЛИШНЕЙ СПЕШКИ! - Иногда в парке можно увидеть, как родители держат малыша под мышки, тем самым подталкивая ребенка идти вперед: при этом он практически рефлекторно осуществляет движения ходьбы, однако ставит свои ножки неуверенно и нетвердо. Очевидно, что он еще не готов, и совершенно бесполезно его «тренировать». От этого ребенок не пойдет раньше! Не стоит забывать, что ходунки, в которых до года ребенок находится как бы в подвешенном состоянии, никоим образом не стимулируют обучение ходьбе, даже наоборот.

БЕЗ РУК - Между этапами, когда малыш ходит, опираясь о стенки, и когда он уже может самостоятельно преодолевать несколько метров, ему нужно набраться уверенности в своих силах. Он ищет свое равновесие, постепенно учится чувствовать центр тяжести и то, как ему удобнее всего стоять и падать. Надо, чтобы все это происходило в подходящем ему темпе. Он сам откроет свои способности и определит свои возможности.

Когда ребенок начинает ходить без опоры, позвольте ему отойти от вас, он не уйдет далеко и быстро вернется к вам. Сопровождаемый вашим взглядом, малыш будет чувствовать себя уверенно, он будет счастлив, что вы одобряете его достижения и гордитесь ими. В некоторые дни он будет нуждаться в вашей помощи, так как на все эти усилия уходит слишком много энергии. Иногда, упав, он будет звать вас, и вам придется поднимать его на ноги. Впрочем, если вы предоставите инициативу малышу, чаще всего он сам будет подниматься и идти дальше.

Первая обувь

  • Пока ваш малыш не научился ходить, обувь будет только мешать ему. Чем свободнее он может шевелить ногами, тем лучше: так он развивает мышцы голеней.
  • Когда он начинает вставать на ноги, чтобы ножки не мерзли на холодном полу и для защиты от возможного скольжения будет достаточно специальных носков с нескользящим покрытием или тапочек с гибкой подошвой.
  • Вы можете купить малышу его первую обувь, когда он начнет по-настоящему ходить: делая свои первые шаги, он пользуется пальцами ног, чтобы цепляться за поверхность. Поэтому начинать ходить босиком гораздо удобнее и проще.
  • Для обеспечения хорошей опоры обувь должна быть с закругленными носами, плотно облегать щиколотку, подошвы должны быть нескользкими и крепкими, с небольшим каблучком. Обувь не должна быть тяжелой.
  • В первый год ходьбы малышу понадобится 2-3 пары обуви. Покупайте ее по мере надобности и предварительно примерив на малыша.
  • Ребенку для первых шагов нужна обувь, подходящая для его ног; когда обувь велика, это мешает ходьбе. Следует также проверить, не упираются ли пальцы ног в носок обуви: сами малыши не понимают, что обувь им неудобна.

Варусные ноги и косолапие

Часто положение ног у начинающего ходить малыша не вполне правильное. У некоторых детей колени слегка повернуты в противоположные друг другу стороны и при ходьбе вырисовывается буква «о» (ковбойская походка), а ноги выглядят как некое подобие арки. У других детей, наоборот, колени практически соприкасаются друг с другом, они ходят с развернутыми внутрь стопами. Эти маленькие несовершенства не имеют никаких последствий. Они никак не мешают малышу и исправятся в течение нескольких месяцев или лет (самое позднее к 4 годам).

Чтобы помочь малышу обрести уверенность, самое лучшее - держать его за обе ручки и идти за ним

Вы можете обсудить этот вопрос с вашим педиатром, который даст вам рекомендации. Очень полезны при косолапии езда на трехколесном велосипеде и ходьба босиком по песку или по ковровому покрытию. В редких случаях рекомендуют ношение обуви с ортопедической стелькой и сеансы по переобучению.

Все еще не ходит

Нашей дочери исполнился один год, но она еще совсем не ходит. Это нормально? 

Многим родителям хотелось бы, чтобы их малыш сделал первый шаг в свой первый день рождения, однако не все дети готовы или в состоянии осуществить это желание. На самом деле большинство детей начинают ходить после года. Возраст, в котором ребенок сделал первые шаги — будь то в 9, 15 месяцев или позже — ни в коей мере не свидетельствует о его будущем интеллекте и успехах в какой бы то ни было области (включая спорт). Начало хождения в этом возрасте часто связано с наследственностью — ранним (или поздним) обучением ходьбе других членов семьи; или весом и особенностями телосложения ребенка. У более возбудимого ребенка с крепкими мышцами больше шансов рано начать ходить, чем у спокойного и тучного малыша. Ребенок, который любит рисковать, раньше примет вызов, чем от природы осторожный ребенок.

Это может зависеть и от того, когда малыш начал ползать на четвереньках и как у него это получалось. Ребенок, которому трудно так передвигаться или который вовсе не использовал этот способ, иногда начинает ходить намного раньше, чем быстро передвигающийся на четвереньках и отлично себя при этом чувствующий малыш.

Негативный опыт, например сильное падение, когда малыш попробовал в первый раз отпустить руку папы или мамы, также может затормозить его первые шаги. В этом случае ребенок может не захотеть повторить свою попытку, пока не уверится в своих силах и будет готов ринуться в бой, как настоящий ас, а не предпринимать неуклюжие попытки любителя.

Ребенок, которого нетерпеливые родители несколько раз за день подталкивают к ходьбе, может взбунтоваться и самостоятельно пойдет позже, чем если бы ему предоставили возможность овладевать ходьбой в его собственном темпе.

Первые шаги малыша, чьи силы истощились из-за перенесенного отита, гриппа или любого другого заболевания, также может пойти чуть позже, когда почувствует себя лучше. Заболевший ребенок, который еще до болезни умел ходить, может также начать ходить не так уверенно, как раньше: сделает всего два шага и упадет.

В каком возрасте?

  • Тонус и мышечная сила, так же как и чувство равновесия, у всех детей разные. Не существует норм, и лучше не сравнивать достижения малышей в ходьбе.
  • Главное, чтобы каждый этап развития (ходьба, речь, опрятность) происходил в правильный момент, так называемый «чувствительный период», а не в каком-то определенном возрасте. Таким образом, ребенок, как и большинство других детей, начинает ходить в период от 10 до 16 месяцев.
  • Учтите, что нет никакой связи между ранним началом ходьбы и пробуждением интеллекта. Впрочем, если вас что-то смущает, ничто не мешает вам обратиться к педиатру, чтобы понять, реально ли отставание (если малыш еще не начал ходить до 18 месяцев).

Ощущение опасности

Как только ваш малыш научился ходить, он в полной мере сможет удовлетворить свое любопытство. Он хочет всюду пойти, все потрогать, залезть на диван и столик, посмотреть в окно... Вы же испытываете постоянный страх.

Чтобы лучше защитить малыша, постарайтесь дома оборудовать безопасное пространство, где он ни на что не сможет натолкнуться, убрать все опасные предметы, закрыть доступ на кухню и в ванную. Розетки должны быть оснащены заглушками, лекарства и средства для уборки помещения следует убирать в недоступные для ребенка места, вход на лестницу необходимо огородить.

ПЕРЕД ЛИЦОМ ОПАСНОСТИ - Маленькие дети лишь в незначительной степени осознают, что такое опасность, например, они плохо оценивают расстояния до предметов. Впрочем, дети по-своему осторожны. Малыш может не побежать к вам, если услышит, что рядом с ним лает собака, он сам не станет трогать предмет, которым однажды сделал себе больно.

Иногда, находясь в незнакомом месте, он следит за вашим взглядом, чтобы понять, может ли он спокойно идти дальше. Постепенно он будет все больше слушаться ваших «нет», если вы произносите их убедительно.

«ОН ОПЯТЬ ПОРАНИЛСЯ!» - Требуется много времени, чтобы ребенок лучше узнал окружающий его мир, это знакомство не завершается даже по достижении малышом возраста 3 лет. Помимо всего прочего, благодаря пережитому опыту он поймет, что ссадины и шишки неизбежны. Ничто не заменит речь, когда надо помочь малышу осознать некоторые опасности. Необходимо объяснять ребенку, почему он упал или ударился обо что-то, показать, почему от этого «больно», например дав ему слегка почувствовать, что кастрюля или утюг выделяют тепло или что нож или шип могут уколоть.

ОБОЗНАЧИТЬ РАМКИ - Для того чтобы малыш уважал запреты, придется их довольно часто повторять: маленький ребенок не видит никакой разницы между «хорошо» и «плохо». Однако ребенок, которому все время говорят: «Осторожно, ты сделаешь себе больно», - может начать воспринимать окружающий мир как угрозу. Увеличение запретов только лишит его инициативы.

Категории: 1 год, 1.5 года
Категории статей