Одаренные дети и их проблемы

В наше время тема детской одаренности стала очень популярной. И родители, и педагоги спешат увидеть признаки одаренности почти в любых проявлениях индивидуальности и самобытности ребенка. С одной стороны это хорошо: в каждом ребенке, если присмотреться, можно обнаружить скрытые таланты и способности, которые необходимо развивать. Но, с другой стороны, такое несколько размытое представление об одаренности иногда мешает выявить в детском коллективе действительно очень одаренного и талантливого ребенка, нуждающегося в особом подходе со стороны воспитателей и преподавателей.

Так что же такое детская одаренность и почему так важно выявить скрытые таланты, имеющиеся у ребенка, как можно раньше?

По поводу одаренности у детских психологов и педагогов пока что еще нет единого мнения. Но, чаще всего, под одаренностью принято понимать способность ребенка, при равных условиях и возможностях самопроявления с остальными детьми, показывать сравнительно более лучший результат во время выполнения какого-нибудь задания, например, пения, рисования, лепки, решения задач по математике и др.

Надо заметить, что степень детской одаренности бывает разная - в диапазоне от неплохо развитых способностей до гениальности. Но всех одаренных детей объединяет одно важное качество - они с явным удовольствием, заинтересованностью, довольно успешно и без особого труда занимаются тем, к чему имеют талант, а результаты их занятий в этой области значительно превосходят результаты всех остальных детей одного с ними возраста.

Казалось бы, быть одаренным ребенком - одно удовольствие, как для него самого, так и для его родителей. Но, к сожалению, это не всегда так. У одаренных детей нередко возникают сложности в учебе, а также при построении отношений со сверстниками и педагогами. Причем, чем выше одаренность ребенка, тем большими бывают эти проблемы.

Одна из самых серьезных проблем заключается в том, что одаренный ребенок часто направляет свой интерес только на то, в чем талантлив. Например, ребенок может быть прекрасным математиком, но из-за узкой направленности своих интересов не успевать по всем остальным предметам. Задача родителей и педагогов в этой ситуации заключается в том, чтобы поспособствовать расширению диапазона интересов ребенка и научить его выделять время не только для занятий любимым предметом, но и для всех остальных предметов, предусмотренных школьной программой.

Занятие любимым делом иногда настолько поглощает ребенка, что он теряет интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к общению со сверстниками, которые, в свою очередь, начинают насмехаться над ним и считать странным. Все это может породить серьезные проблемы в отношениях между ребенком и его соучениками и помешать его нормальной адаптации в коллективе. Поскольку неприятие ребенка его сверстниками и отсутствие друзей могут нанести ему серьезную психологическую травму, родители и педагоги должны постараться, чтобы ребенок не отделялся от коллектива, принимал участие в детских играх и обязательно имел друзей. Проблему с друзьями можно решить, отдав одаренного ребенка в кружок соответственно его талантам и увлечениям, где у него обязательно появятся друзья по интересам.

Проблемы с педагогами могут возникнуть, если ребенок настолько талантлив, что уже давно догнал и обогнал школьную программу, а поэтому скучает на уроках, явно показывая, что все, о чем говорит педагог, ему знакомо и не интересно. Такое поведение ребенка зачастую вызывает у некоторых, не очень опытных педагогов, не понимание, а возмущение. В результате педагог начинает придираться к ребенку, стыдить его перед всем классом, занижать оценки и писать жалобы в дневник. В этой ситуации родители ребенка, чтобы нормализовать отношения между ребенком и его учителем, должны прибегнуть к помощи администрации школы и школьного социального педагога. Не помешает также перевести ребенка из простой школы в специализированную, где делается акцент на изучении предметов, интересных для него.

В заключении следует сказать, что воспитание одаренного ребенка - дело непростое, требующее немалых усилий, заботы и внимания как от родителей, так и от педагогов. Ведь с одной стороны, необходимо помочь ребенку максимально раскрыть все его таланты и способности, а с другой стороны, не дать ему зациклиться только на том, что ему интересно, способствуя таким образом его всестороннему развитию и успешной социальной адаптации.

Категории статей