Ребенок один в подъезде

Сайт автора книги: http://filimon11.ru


Подъезд - одно из самых опасных мест с точки зрения личной безопасности. Встречи детей с незнакомцами происходят в момент выхода из квартиры и входа в нее, при проезде в лифте, подъеме и спуске по лестнице, и, собственно, при входе в подъезд и выходе из него.

Самая большая ошибка - потеря бдительности. Необходимо все вышеуказанные операции выполнять осторожно и осознанно, понимая, что происходит.

В этом случае прослушивание музыки с помощью наушников, чтение журналов и газет, излишняя задумчивость и рассеянность совершенно неуместны.

Самая главная идея данной темы - необходимо избежать встречи с незнакомцем, причем постараться сделать это еще на стадии визуального контакта.

Увидел незнакомца - ушел в безопасное место. Если такая установка кажется невозможной (занятия в школе, в секции), то нужно обеспечить ребенка провожатыми.

Никакие трудности с установлением нужного вам графика на работе не стоят нервов, потраченных во время поиска пропавшего, пусть и на время, ребенка. Встречайте его, провожайте, следите, чтобы он был с друзьями, расширяйте круг хороших знакомых, привлекайте родственников.

Очень плодотворной является идея обучать ребенка правилам личной безопасности. Это - самый верный путь, обеспечивающий как готовность ребенка к различным чрезвычайным ситуациям, так и максимально возможное сознательное избегание таких ситуаций.

Я выхожу из квартиры или захожу в нее. Невнимательный Кеша и собачий «пенсионер»

Красивая и ухоженная овчарка внимательно смотрела на Кешу. Огромная собака сидела прямо перед дверью, которую девятилетний мальчик так самонадеянно распахнул, даже не поглядев в глазок.

«И чего глядеть? - рассуждал минутой раньше третьеклассник. - Кого бояться?» Папа у Кеши был боксером, поэтому мальчик считал, что опасаться нечего и некого.

Игра в гляделки длилась уже 10 секунд. Морда гиганта находилась прямо на уровне Кешиного лица, так что тот просто физически ощущал тепло, исходившее от шумно дышащей собаки.

«Рекс, ко мне!» - донеслось откуда-то с верхней площадки. Собака тяжело, как показалось мальчику, вздохнула, широко зевнула, обнажив страшные клыки, лизнула Кешу в лицо и легко рванула вверх по лестнице.

Кеша с шумом захлопнул дверь и сел на тумбочку для обуви. Идти гулять расхотелось, поэтому он, умывшись, вернулся к чтению очередного тома о волшебных приключениях Гарри Поттера. Спустя полчаса, однако, желание посмотреть новые качели взяло верх над почти уже ушедшим страхом. Здраво рассудив, что собака ушла и больше пугать его не будет, мальчик снова оделся и приготовился открывать дверь.

Теперь он уже не распахивал се самонадеянно. Процедура открывания двери стала напоминать подготовку к решающему сражению.

Прежде всего мальчик подставил к двери табуретку и внимательно посмотрел в глазок Он увидел двоих курящих взрослых ребят, стоявших около квартиры напротив и что-то громко обсуждавших. Что-то Кеше не понравилось в них: то ли сигареты, то ли банки пива, то ли манера разговора. Он решил подождать, пока ребята не уйдут. Спустя пять минут никого на площадке не было видно.

Третьеклассник уже начал открывать дверь, но какой-то шум заставил его замереть. Шум повторился. Кеша затаил дыхание и прислушался. Кто-то осторожно поднимался вверх. Через две минуты человек в черной куртке и серой кепке неслышно подошел к двери напротив, той самой, около которой курили старшеклассники. Неожиданно дверь распахнулась, и двое ребят, выскочив из-за нее, напали на непрошеного гостя с криком: «Опять ты по квартирам пошел!» Все трое выбежали на улицу, хлопнула дверь подъезда, а мальчик с тоской подумал: «Что за тридцать три несчастья! И что значит „по квартирам пошел"?»

Еще через двадцать минут Кеша окончательно осмелел: «Будь что будет!» Он решительно посмотрел в глазок, прислушался и, решив, что все хорошо, вышел из квартиры. Он снова услышал осторожные шаги, но возвращаться домой не стал. «Хватит бояться!» - сказал сам себе мальчик и захлопнул дверь. Сделав всего три шага, он чуть не вскрикнул от неожиданности.

Этот же парень в черной куртке и серой кепке стоял прямо перед ним и взгляд его не обещал ничего хорошего.

«Ключи давай», - тихо проговорил незнакомец, быстро оглянувшись по сторонам. Мальчик не знал, что предпринять. Надо вроде кричать, но никто ведь не услышит. Бежать тоже некуда. Или есть куда? Может, врезать по ноге ниже колена да и припустить вниз по лестнице с диким криком? Нет, лучше вверх... Непростительно долго размышлял Кеша, потеряв те самые две секунды, которые были у него для решительного рывка. Чужак подошел к мальчику и крепко прижал к себе, схватив за шею.

В этот критический момент вверху раздался щелчок замка и такой родной и знакомый тяжелый вздох. «Рекс!! - что есть силы завопил Кеша, - ко мне! Помогите!» Незнакомец зашипел: «Ты что, не понял? Голову оторву!» Тяжелые прыжки большого и сильного тела приближались, и вот он, гордость породы, огромный Рекс появился на лестничной площадке чуть выше мальчика и злоумышленника.

«Рекс, фас!» - вырываясь из крепких рук чужака, снова закричал, что есть мочи, Кеша. Рекс слегка зарычал, но остался на месте. И в этот момент звонкий девчачий голос властно произнес: «Рекс, фас!» Страшный пес оскалил свои чудовищные клыки и решительно бросился вниз.

Кеша не был уверен, что собака знает, кого ей нужно кусать. Но незнакомец и не собирался этого выяснять. Толкнув мальчика в сторону собаки, он кинулся по лестнице вниз. Кеша упал, больно ударившись о стену. Рядом со своей головой он почувствовал горячее дыхание Рекса и даже на секунду усомнился, что пес преследует преступника. Но Рекс знал свое дело. И он знал Кешу. Лизнув мальчика, гигант устремился вниз по лестнице, и через несколько секунд откуда-то снизу послышался звук падающего тела, донеслись страшная ругань и грозный рык овчарки.

«Уберите собаку», - закричал откуда-то снизу незнакомец. Подняв голову, Кеша увидел девочку одного с ним возраста, спускавшуюся сверху к нему. «Сейчас папа спустится и все уладит», - почему-то улыбаясь, сказала она Кеше.

Ее обогнал высокий мужчина в милицейской форме. «Что там такое?» - на ходу спросил он у девочки. «Какой-то дядя напал на мальчика, а Рекс его выручил, - все также улыбаясь, ответила девочка, - папа, а ты его арестуешь?»

«Твоего кавалера - нет, а того, кто внизу, - скорее всего», - подмигнул милиционер Кеше и побежал вниз.

Через пять минут мальчик знал, что девочку зовут Алена, она тоже учится в третьем классе, но в другой школе. Папа ее - кинолог, а Рекс - его служебная собака на пенсии. Это значит, что пес отслужил свои годы в милиции и теперь он просто живет у них, сторожит квартиру и охраняет Алену. Папа специально обучил Рекса слушаться девочку, и только поэтому грозная собака так охотно выполнила команду своей маленькой хозяйки.

Вечером Кеша с папой и мамой пришли в гости к соседям сверху. Родители мальчика долго благодарили за спасение сына и хвалили умного Рекса. Выяснилось, что он догнал упавшего незнакомца и встал лапами ему на спину. Аленин папа надел на злоумышленника наручники и вызвал подкрепление.

При обыске у человека, напавшего на Кешу, обнаружили набор отмычек. Он признался, что, убежав от двух друзей, вернулся обратно для того, чтобы попытаться-таки вскрыть их квартиру, но тут на него и нарвался Кеша. Планы изменились, и тогда злоумышленник решил «навестить» квартиру мальчика. Если бы не собака, все могло бы закончиться печально...

«Если бы я, услышав шаги, вернулся в квартиру, этого бы не случилось, - огорченно подытожил Кеша, - с другой стороны, теперь я познакомился с Аленой».

Родители заулыбались, а Кеша и Алена уже отправились смотреть мультфильмы. Рядом с ними на ковре лежал и главный герой дня - Рекс.

Методика «Я выхожу из квартиры или захожу в нее»

Дети ежедневно по нескольку раз выходят из своих квартир и входят в них. С годами эта процедура становится для них настолько обыденна, что они не обращают никакого внимания на порядок действий. Более того, им начинает казаться, что они делают слишком много лишнего. Например, ребенок, забежав домой за футбольным мячом, может просто не закрыть дверь. Но даже и закрыв ее, он вылетает из квартиры, как пуля, не посмотрев в глазок и не оценив ситуацию за дверью.

Можно предположить, что действительно нечего опасаться - подумаешь, полторы минуты квартира не заперта! Но этого времени вполне хватит домушнику-гастролеру, случайно спускающемуся по лестнице в поисках беспечных хозяев, чтобы войти в квартиру и либо взять что-нибудь из коридора (одежду, деньги, ключи, зонты), либо напасть на безалаберного футболиста, для которого сэкономленные минуты могут превратиться в часы, проведенные взаперти в ванной комнате. При этом семья недосчитается вещей на круглую сумму, и все это - из-за призрачной экономии времени.

Нечто подобное может произойти в том случае, если ребенок второпях выскочит из квартиры, чтобы вынести мусор, взять почту или помчаться в гости. Он может не закрыть дверь, надеясь на свою скорость, и, прибежав через две минуты домой, застать там ожидающего его преступника, опять-таки случайно оказавшегося около квартиры.

Таким образом, рутинную процедуру - открывание дверей - необходимо отработать до мелочей, чтобы делать это быстро и безопасно.

1. Защита (будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его)

Сначала родители, естественно, открывают двери сами и показывают ребенку, как это надо делать. Даже если папа - чемпион мира по боям без правил, он на глазах своей дочки должен сначала старательно посмотреть в глазок и сказать: «Никого не видно».

Затем он тщательно прислушивается и, например, говорит: «Слышен какой-то шум, немного надо подождать». Дочка может удивиться: «Папа, ты же большой и сильный, почему сразу не открываешь дверь?» Можно ей объяснить, что дело не в папе, а в процедуре открывания двери. Если слышен посторонний шум, рекомендуется ждать, пока он не стихнет. Из-за двери трудно понять, в чем причина шума. Это может спускаться пенсионер с верхнего этажа, а могут драться два забежавших в подъезд подростка. Если мы не уверены, что за дверью спокойно, - открывать ее не будем.

Но вот всё в порядке. Папа открывает дверь, семья выходит на лестничную клетку, и папа спрашивает у дочки: «Что теперь?» Она говорит: «Дверь закрыть надо!» Глава семьи послушно запирает дверь на оба замка, и все весело идут на прогулку.

В этой ситуации дочка пока не может сама открывать дверь, но она получает представление о том, как это делается.

2. Подготовка (имеется в виду избыточная теоретическая подготовка)

По мере того как ребенок подрастает, становится ясно, что пора уже учить его этой непростой процедуре. Сначала занимаемся теорией - задаем вопросы, связанные с оценкой ситуации в подъезде и с открыванием двери. Убеждаемся, что ребенок твердо усвоил порядок действий.

Во-первых, смог добраться до глазка и посмотрел в него. Не всегда ребенок может до глазка достать, поскольку уж очень высоко мы его устанавливаем. На этот случай нужно приготовить табурет - не очень тяжелый, чтобы ребенок мог его к двери подставить, но весьма устойчивый, чтобы он с него не упал и не травмировался. Итак, подставил табурет, забрался на него, посмотрел в глазок - нет никого!

Во-вторых, ребенок должен прислушаться: нет ли посторонних звуков на лестнице. Если все тихо, нужно сделать кое-что еще, а именно: принюхаться. Это кажется смешным, но тем не менее множество жителей и гостей многоэтажек предпочитают курить именно в подъезде. Допустим, все спокойно.

В-третьих, необходимо уверенно обращаться с ключами. Сможет ли ребенок открыть замки изнутри, а потом также тщательно запереть дверь? Родители на этапе теоретической подготовки должны разработать и подготовить ключи так, чтобы они поворачивались без скрипа и даже теоретически не могли застрять в замках.

В-четвертых, спросим ребенка, что он будет делать, если, выйдя из квартиры и закрыв дверь, обнаружит незнакомых людей, только что вошедших в подъезд или вышедших из других квартир. Решение одно - возвращение домой, ожидание спокойной обстановки, и тогда - снова можно выходить. Ребенку это покажется слишком сложно и громоздко. Но в этом алгоритме есть глубокий смысл - приоритетом является безопасность. Конечно, по мере взросления ребенка он будет вести себя все увереннее и увереннее. Основная мысль - стараться не оставаться в подъезде один на один с незнакомым человеком - должна быть им безусловно усвоена.

3. Тренировка (речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка)

Вот мы и знаем всё в теории. Как же практика? Замечательно! Даем ребенку всякий раз закрывать и открывать двери квартиры, когда семья уходит из дома и приходит домой. На наших глазах он многократно проводит одни и те же процедуры, выполняя одни и те же действия. Вдруг ему будет скучно? Вовсе нет!

Ребенок стремится к большей самостоятельности и свободе. А что дает такое чувство независимости, как право самостоятельно открыть входную дверь?! Ко всему прочему; это умение часто является вынужденным, так как ребенок начинает ходить в школу и возвращаться ему приходится одному. Один он порой уходит из квартиры на занятия спортивной секции или кружка. Так что обучаться всем этим умениям на практике все равно рано или поздно придется каждому ребенку.

Как же создать ребенку трудности? Снова могут помочь наши знакомые. Просим их постоять в подъезде минут пять, в то время как вы предлагаете ребенку открыть дверь и вынести мусор. Услышав шум, юный знаток правил личной безопасности сообщит вам, что путь пока закрыт. Дождавшись тишины, он снова постарается выйти. Пусть в это время ваш знакомый начнет подниматься по лестнице. Если ребенок спокойно вернется, закроет дверь на засов и снова прильнет к глазку - можете себя поздравить, навыки отработаны. Конечно, предстоит еще долгий путь к вашей абсолютной уверенности в ребенке, но первые шаги вы сделали верные.

4. Побуждение (постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности)

В начале этой методики мы обращали ваше внимание на то, что ребенку может надоесть выполнять все правила открывания дверей и он начнет экономить время.

Отслеживайте как можно больше актов открывания и закрывания двери вашим ребенком. Если он не стал что-то делать: не посмотрел в глазок, не выдержал паузу V двери (не прислушался), выскочил в подъезд, хотя даже вы слышите доносящиеся оттуда громкие мужские голоса, значит, ваш ребенок подвергает себя (и вас, кстати) определенной опасности.

Если возможно, сразу верните его, попросите повторить порядок открывания дверей. Если он слушает вас невнимательно, говорит, что опаздывает на занятия кружка, проводите его до выхода из подъезда или прямо до места занятий и подумайте.

В данный момент правила безопасности для ребенка ушли на дальний план, поскольку ничего страшного долгое время не случалось. Вечером поясните ребенку, что потому и не случалось, что вся семья аккуратно выполняет эти правила. Сейчас ребенок стал их нарушать, следовательно, гарантии прежнего спокойствия нет. Спросите ребенка, что будет, если он, не посмотрев в глазок и вылетев на площадку, наткнется на вооруженного грабителя, который вместе с ним войдет в квартиру и подвергнет опасности всю семью.

Обычно дети говорят, что такого не бывает. Вот вы и установили причину расхлябанности. Ребенок считает, что с ним и его семьей ничего не случится. Но он ведь не считал так месяц назад, когда старательно «сканировал, подъезд. Все со временем теряет свою остроту. Надо принять меры. Подберите несколько новостей из Интернета, где сообщалось бы о разбоях, во время которых грабители заходили в квартиры через распахнутые двери. Не нужно сгущать краски и запугивать ребенка, но отрезвить его надо. Пусть снимет розовые очки и всегда находит две минуты, чтобы со всеми предосторожностями открывать дверь квартиры.

И не забывайте сами так делать всегда, независимо от того, есть ли с вами ребенок или нет.

5. Упреждение (продумайте все возможные и невозможные ситуации)

Мы уже дали вам хорошую идею - просматривайте новости криминала, чтобы держать в тонусе себя и свою семью. Ненужно маниакально всего бояться - это только помешает делу. Необходимо реально смотреть на вещи.

Прочитав об ограблении, превратите эту неприятную новость в учебную задачу и дайте ребенку возможность и время се решить.

Например, вы прочитали о том, как мальчик вынес мусор в мусоропровод и при этом благоразумно закрыл дверь всего на один замок. Но этого хватило для того, чтобы остановить соседа, который не ожидал, что мальчик будет так предусмотрителен. Сосед дергал дверь и не понимал, почему она закрыта, - мальчик всего лишь вынес мусор! Увидев несостоявшегося грабителя, мальчик побежал вниз и громко стал случать в дверь знакомого соседа. В итоге мальчик нашел прибежище у чемпиона области по борьбе, а родители мальчика чуть позже вели неприятную беседу со злоумышленником. Но ведь он был соседом мальчика! И неизвестно, что бы он сделал с третьеклассником, если бы ему удалось войти в квартиру и в ней дождаться маленького хозяина!

Когда ваш ребенок скажет, что он не будет закрывать дверь, чтобы быстрее вернуться домой, вы поймете, что нестандартные ситуации разрешаются вашим ребенком еще недостаточно хорошо.

Но, занимаясь обучением настойчиво и целеустремленно, мы добьемся нужного нам результата ко всеобщей пользе.

Тест «Я выхожу из квартиры или захожу в нее»

1. Чем опасен для ребенка подъезд родного дома?

1. Ничем, за столько лет ничего не случилось и не случится.

2. Никто ребенка в подъезде не тронет.

3. В чужом подъезде может быть опасно, а в своем - никогда.

4. Любой подъезд - одно из самых опасных мест, в котором происходит большое количество преступлений.

5. Ребенок может расслабиться в своем подъезде, поскольку проходит по нему ежедневно, и может подвергнуться неожиданному нападению.

Ответ: 4, 5.

2. Что должен сделать ребенок, покидая свою квартиру?

1. Открыть дверь, прислушаться и, если никого не видно и не слышно, быстро, не закрывая двери, добежать до мусоропровода, выбросить мусор и так же быстро вернуться обратно.

2. Посмотреть в глазок и, если никого не видно, быстро, не закрывая двери, добежать до мусоропровода, выкинуть мусор и так же быстро вернуться обратно.

3. Посмотреть в глазок, прислушаться и, если никого не видно и не слышно, выйти из квартиры, закрыть двери на ключ, осторожно, будучи в готовности закричать и оказать сопротивление, дойти до мусоропровода, выкинуть мусор и быстро вернуться обратно.

4. Посмотреть в глазок, прислушаться и, если никого не видно и не слышно, выйти из квартиры, закрыть двери на ключ, добежать до мусоропровода, выкинуть мусор и так же быстро вернуться обратно.

5. Посмотреть в глазок, прислушаться и, если никого не видно и не слышно, быстро, не закрывая двери, добежать до мусоропровода, выкинуть мусор и так же быстро вернуться обратно.

Ответ: 3.

3. Что должен сделать ребенок, если он, опаздывая на занятия секции, посмотрит в глазок и увидит на площадке незнакомцев?

1. Подождать, пока незнакомцы уйдут, и тогда, со всеми предосторожностями, выйти из квартиры; увидев незнакомцев снова, вернуться домой.

2. Аккуратно открыть дверь и, наблюдая за незнакомцами, закрыть дверь на ключ и быстро мимо них выбежать на улицу.

3. Позвонить родителям и сказать, что кто-то стоит на площадке и выйти не представляется возможным.

4. Открыть дверь и спросить незнакомцев, кого они ждут.

5. Позвонить знакомым соседям, попросить их выйти на площадку и одновременно с ними выйти из квартиры самому.

Ответ: 1,3, 5.

4. Ребенок подошел к почтовому ящику и, собираясь взять газеты, увидел подходящего к нему незнакомца. Что делать?

1. Спокойно продолжать доставать газеты, чтобы выглядеть уверенным.

2. Повернуться лицом к незнакомцу и приготовиться к возможному нападению, зажав в руке ключи, крикнуть что-нибудь вроде: «Папа, я сейчас газеты возьму и приду».

3. Как можно быстрее достать газеты и побежать домой.

4. Быстро достать газеты, повернуться к незнакомцу лицом и начать чтение газеты, чтобы показать свою уверенность.

5. В случае нападения кричать: «Папа! Я здесь! Пожар! Горим!» и оказывать активное сопротивление.

Ответ: 2, 5.

Категории статей