Продумывание маршрута как важная составная часть системы личной безопасности. Я собираюсь в гости - продумываю маршрут

Сайт автора книги: http://filimon11.ru


Максима и Лизу пригласили в гости. Дело, казалось бы, обычное, но в данном случае брат с сестрой призадумались. Идти нужно было на день рождения Лизиной одноклассницы Кристины. Жила она на другом конце города, в отдаленном районе. Лиза была у нее как-то раз, также на дне рождения. В тот раз их провожали родители Кристины, поэтому Лиза примерно знала, как туда добираться.

На семейном совете было принято решение составить подробный план посещения дня рождения, для чего Борис Иванович достал атлас города и передал его Максиму. Мальчик открыл «Алфавитный перечень улиц», нашел нужный проспект и громко объявил: «23 Б2». Это означало, что ему нужно открыть двадцать третью страницу атласа и на пересечении горизонтали «Б» и вертикали «2» искать нужный адрес. Определив местоположение дома Кристины, Максим предложил свой способ добраться до него.

План посещения включал в себя движение на трамвае и на автобусе. Борис Иванович предложил было подвезти ребят на служебном автомобиле, но Лиза заверила папу и маму что в два часа дня никаких больших трудностей у них быть не должно, а вот забрать их оттуда лучше всего именно на машине, поскольку будет уже темно.

Детали маршрута Максим аккуратно записал на листке бумаги в двух экземплярах. Один оставил себе, второй отдал родителям. Затем он поставил свой сотовый телефон на подзарядку. Телефон у него был недорогой, но функции свои выполнял исправно и еще ни разу не подводил своего хозяина. Лиза взяла две телефонные карточки, предназначенные для совершения звонков с уличных телефонов-автоматов, и отправилась с мамой в магазин. Рядом с магазином находился один из таких аппаратов. Лиза проверила обе карточки и, лишь убедившись, что на каждой из них находится достаточно денег для ведения длительных разговоров, с удовлетворением положила их в свой карман.

Вечером они с Максимом по очереди наизусть назвали все известные им номера телефонов: папы, мамы, дедушки, милиционера-кинолога Александра Александровича, Алениного папы и многие другие. В эту игру они играли регулярно, и поэтому телефоны никогда не забывались.

Максим предложил Лизе некоторые номера записать на самой карточке, но девочка отказалась, поскольку сейчас такой необходимости не было.

После того как средства связи были готовы, папа предложил дочке определить наиболее опасные, по ее мнению, места маршрута. Поскольку Лиза один раз уже проходила по этому пути, то кое-что она могла сказать.

- Винный магазин, два пивных ларька, заросший парк, две арки и два двора, - бойко отрапортовала девочка.

- Откуда такие познания, - изумилась мама, - ведь ты всего один раз там прошла?!

- Наша Лиза и не такое может вспомнить, - улыбнулся папа, - у нее потрясающая наблюдательность и фотографическая память.

- Тогда я определю «островки безопасности», - вступил в беседу Максим и взял в руки атлас города.

- Давай-давай, интересно, неужели в атласе и это есть? И почему именно «островки»? - с усмешкой подначила брата Лиза.

- Две школы, три отделения банка, четыре стоматологии, двенадцать магазинов, - торжествовал Максим, - и я это еще только начал.

- «Островки безопасности» - удачное название для учреждений, в которых вы сможете попросить помощь и где вам ее окажут, - меняя батарейки у фонарика, отмстил папа. Бата-рейки были почти новые, тем не менее Борис Иванович заменил их и несколько раз проверил, как фонарик включается и как выключается.

Этот фонарик был его гордостью, поскольку служил хозяину и во время ночных дежурств, и в многодневных туристических походах. Цельнометаллический корпус, противо-ударная конструкция, крепкое стекло и ослепительно-яркий свет, даваемый мощными светодиодами, - это был не фонарь, а мечта.

При всем при этом его габариты были невелики, что позволяло спокойно носить фонарь во внутреннем кармане куртки. Теперь этот раритет папа отдал Максиму, который тут же положил его в карман своей куртки.

У фонаря было еще одно интересное предназначение, но пока необходимости в его исполнении не возникало.

- Вы готовы, - с удовлетворением резюмировал папа.

На следующий день ровно в час дня брат с сестрой отправились в гости. Небольшая проблема заключалась в отсутствии подарка, но они планировали решить ее в универмаге, расположенном около дома именинницы. Дождавшись трамвая, ребята начали свое путешествие. Пройдя по салону, они нашли одно свободное место. Лиза села, а Максим встал рядом. Так они проехали пять остановок из семи. Тут-то все и началось.

На пятой остановке в трамвай буквально ввалился мужчина, от которого несло сильным перегаром. Пробежавшись мутным взглядом по вагону, он остановился на Лизе. Подойдя нетвердой походкой к детям, он громко сказал: «Уступи место дяде. Быстро!» Максим, оценив ситуацию, сместился немного в сторону пьяного гражданина и вполголоса сказал сестре: «Пойдем вперед!» Лиза знала, что нужно делать в таких ситуациях, поэтому она быстро встала с сиденья, и они с Максимом прошли в переднюю часть трамвая, к самой кабине вагоновожатого.

Нетрезвый мужчина, тем временем освоившись, протянул руку в сторону ребят и невнятно произнес: «Девочка, куда ты ушла, иди сюда, поговорим». Максим и Лиза смотрели на дорогу перед трамваем через стекло кабины водителя и не реагировали на слова незнакомца. Тогда мужчина повысил голос: «Я кому сказал иди сюда! Ты что, не уважаешь меня?» Он начал подниматься с места, и тогда Максим сильно постучал в стекло кабины вагоновожатого.

Дверь приоткрылась, и мальчик увидел молодую женщину, которая вопросительно посмотрела на него: «Что случилось?» Но, когда она увидела, в чем дело, ее лицо приняло решительное выражение.

- Сиди, где сидел! - грозно сказала она мужчине. Он от неожиданности потерял равновесие и плюхнулся обратно на сиденье.

- Если будешь буянить, милицию вызову прямо в вагон, понял? - продолжала она.

- Понял, красавица, чего ж тут непонятного, это я хотел поговорить с ребятками, а они - сразу жаловаться... Нехорошо! - завершил подгулявший пассажир свою речь и мирно засопел.

Максим же и Лиза, поблагодарив женщину, вышли на своей остановке. Теперь им предстояло пройти два квартала до автобусной станции.

Максим нашел нужную улицу, но на пути ребят возникло неожиданное препятствие в виде пятерых молодых людей, сидевших на скамеечке и что-то обсуждавших. Пустые пивные банки не позволяли надеяться на безобидность этой компании. Трудность была в том, что для того, чтобы обойти молодых людей, потребовалось бы немного вернуться назад, к светофору перейти улицу и по другой стороне проспекта добраться до нужного квартала. Потом снова пришлось бы переходить улицу.

Лиза применила эффектную «домашнюю заготовку». Она врезала Максиму по руке и побежала прямо в сторону любителей пива с криком: «Мама! Я здесь!» Максим, поняв замысел, устремился за ней. Пулей промчались они мимо слегка посторонившихся ребят, которые, может быть, и хотели задать «мелюзге» пару вопросов, но просто физически не успели среагировать на их внезапное появление и столь же стремительное исчезновение. Через полминуты скамейка была уже далеко. Но играть надо было до конца, поэтому дети промчались до самой автобусной остановки и забежали за нее, чтобы сидящие на скамейке не видели конечной цели их пробежки.

Максим похвалил сестру за сообразительность, отметив, однако, что он бы, скорее всего, вернулся к светофору, поскольку молодые люди с пивом могли бы и успеть среагировать на бегущих детей.

Не успели брат с сестрой отдышаться, как к ним подошел приятный мужчина с портфелем в правой руке и большим красивым букетом в левой.

- Ребята, не подскажете, как пройти на улицу Ленина? - задал удивительный вопрос этот мужчина. Дело в том, что улица Ленина находилась в получасе езды от этого места.

- Вам можно сесть на трамвай, идущий в противоположном направлении, - ответил Максим, следя за дистанцией между незнакомцем и Лизой, - пройдите туда. Он махнул рукой в сторону сидящей на скамейке компании, поскольку это и был путь до трамвайной остановки.

- А вы не проводите меня? Я плохо ориентируюсь в городе, к тому же опаздываю, - продолжал обладатель роскошного букета, - я вам мороженое куплю. Или вы еще маленькие и не сможете мне помочь?

- На «слабо» нас брать не надо, просто вы не заблудитесь, если пройдете сто метров вниз по улице, - Лиза отступила на шаг, поскольку мужчина медленно приблизился.

- Да не бойтесь вы меня, я преподаватель академии, - улыбнулся мужчина, - у меня у самого трое детей.

- А мы и не боимся, - Максим тоже немного отошел от мужчины, - чего нам бояться, наши старшие братья сидят вон на той скамейке.

Мужчина посмотрел на скамейку, на сидевших на ней ни о чем не подозревающих свежеиспеченных родственников стоящих перед ним детей. Какая-то досада промелькнула у него в глазах, но он быстро взял себя в руки, улыбнулся и проговорил: «Что ж, поскольку я все равно уже опоздал, придется идти обратно. До свидания, милые дети». Мужчина растворился в ближайшей арке, а дети благополучно сели в подошедший автобус.

Без приключений добравшись до нужной остановки, они отправились в универмаг, чтобы купить Кристине подарок. Они хотели выбрать красивую коробку конфет и три розы, как посоветовала им мама. Можно было купить все это около их дома, но ехать через весь город с дорогими цветами и конфетами было бы неразумно.

Итак, ребята вошли в универмаг и прошли в отдел сладостей. Максим заранее приготовил темный непрозрачный пакет для конфет. Осталось выбрать коробку нужного размера. Подобрав вкусные дорогие конфеты в нужного размера коробке, Максим отправился к кассе. Около кассы его внимание привлек молодой парень, выбиравший сухофрукты. Но смотрел он не столько на товар, сколько на покупателей, расплачивавшихся за покупки.

Вот женщина в дорогом пальто открыла красивый бумажник, чтобы достать 500 рублей. Сверкнули несколько купюр достоинством в 5000 рублей. Парень перестал выбирать сухо-фрукты и стал куда-то звонить. Лиза была без товара, поэтому она быстро прошла через кассу и стала ждать женщину на выходе. Она узнала бывшего директора школы, Ларису Михайловну. Убедившись, что парень ее не видит, Лиза поманила пальцем женщину. Та удивленно подошла к девочке.

- Лиза? Какими судьбами? - радостно приветствовала она бывшую ученицу.

- Лариса Михайловна, не оборачивайтесь и не волнуйтесь. Вас из магазина кто-нибудь встречает? - прошептала девочка.

- Нет, а что? - растерянно спросила женщина.

- Около кассы стоит подозрительный парень. Он видел, что у вас в кошельке много денег, и кому-то сразу позвонил. Возможно, на улице вас ждут его сообщники, - взволнованно проговорила Лиза, - позвоните кому-нибудь, чтобы вас встретили.

- Да не боюсь я никого, - раздраженно скороговоркой проговорила Лариса Михайловна, - чушь какая-то. День на дворе!

С этими словами она хотела уже направиться к выходу, но Лиза вцепилась ей в руку и прошептала: «Вы хоть кошелек из пакета переложите в пиджак, пожалуйста».

Женщина вздохнула, потрепала Лизины волосы, переложила кошелек из полупрозрачного пакета во внутренний карман делового пиджака и вышла из магазина.

Максим в это время, мысленно произведя нехитрые подсчеты, достал из внутреннего кармана пиджака ровно 360 рублей. Получив сдачу в 2 рубля, он перехватил взгляд парня, который продолжил изучение сухофруктов, но звонить никому не стал. Если бы он знал, что у Максима есть с собой еще больше тысячи рублей, то его реакция могла быть иной. Но ребята давно уже не доставали у кассы все деньги сразу. Приготовив нужную сумму заранее, они не «светили» все деньга, вследствие чего большинство магазинных воришек теряло к ним всяческий интерес.

В соседнем отделе они купили красивый букет и попросили завернуть его в газету. Положив дорогие конфеты в непрозрачный черный пакет и спрятав чудесные розы в бумагу, они снова стали непривлекательной мишенью для уличных хулиганов. Вот если бы они несли конфеты в прозрачном пакете, а цветы - без газеты, кто-нибудь вполне мог бы позариться на их дорогие вещи. А так - мало ли что они несут в пакете, да и в газете могли быть какие-нибудь дешевые цветы - стоит ли рисковать неизвестно из-за чего.

На выходе из магазина дети остолбенели. Лариса Михайловна, стоя около своей машины со сбившейся прической, взволнованно говорила кому-то по телефону «Обнаглели совсем! Среди бела дня пакет из рук вырвали! Я даже рассмотреть его не успела! Что? Да ничего там особо не было, колбаса, чай, печенье. Нет, кошелька не было. Да, представь себе, он у меня в кармане пиджака был! А в нем - ключи, документы, деньги. Так что ничего страшного. Но как неприятно!»

Увидев Максима с Лизой, женщина радостно проговорила - «Садитесь в машину, я вас подвезу!» Дети хотели было пояснить, что они почти пришли, но женщина сказала: «Ну-ка, быстро! Разговор есть!»

Максим с Лизой удобно уселись в салоне автомобиля и выслушали эмоционально окрашенную историю выхватывания пакета из рук садящейся в автомобиль Ларисы Михайловны. Все было так быстро, что никто особенно и не понял, откуда взялся парень и куда он с пакетом в руках делся. Причем он мгновенно бросил выхваченный пакет в свой пакет совершенно другого цвета, так что стало понятно, что преступление было хорошо спланировано и подготовлено.

Женщина сказала, что сейчас будет самое интересное. Подъехал милицейский УАЗик, из которого вышли двое милиционеров и быстро прошли в магазин. Вскоре они появились с тем самым любителем сухофруктов, который громко возмущался и говорил что-то о правах человека и незаконности задержания.

Лариса Михайловна пояснила, что се муж - заместитель начальника уголовного розыска. В этом магазине давно ведется наблюдение за посетителями, но с поличным взять никого не удавалось. Теперь, возможно, удастся распутать клубок, поскольку кассир - внештатный работник милиции - также видела, как этот парень совершал звонок. Изучив запись видео-камер внутреннего наблюдения, можно будет зафиксировать время звонка и понять, куда парень звонил. Похвалив Лизу за наблюдательность и поблагодарив за ценный совет, Лариса Михайловна довезла детей до нужного дома и тепло рассталась с ними.

Осталось сделать совсем немного. Машина уже отъехала, и в этот момент из подъезда вышли двое мужчин и закурили у самой двери подъезда. Уходить они не намеревались, но

Максим не собирался терять много времени. Оценив ситуацию как не самую сложную, он поднял голову и закричал куда-то туда, вверх: «Дядя Сережа, спускайтесь, мы уже идем!» После этого Максим и Лиза прошли мимо спокойно курящих мужчин в подъезд, благополучно поднялись на лифте на нужный этаж и развернули цветы.

День рождения прошел замечательно. Вечером за Максимом и Лизой заехал папа, и уже через полчаса ребята взахлеб рассказывали о своих приключениях. Борис Иванович слушал и улыбался. Он гордился своими детьми.

Методика «Маршрут»

Энциклопедия для детей «Личная безопасность» очень хорошо разъясняет главную формулу безопасности: предвидеть; при возможности - избегать; при необходимости - действовать.

Предвидеть. Чтобы развить эту способность, необходимо предварительно мысленно проигрывать различные опасные ситуации, с которыми вы можете столкнуться. Один из девизов науки выживания таков: «Пройденная опасность - безопасна». Задумайтесь о факторах, угрожающих вам, заранее попытайтесь найти выход из положения и исключить риск

По возможности - избегать. Не война и эпидемии, не стихийные бедствия и катастрофы уносят сегодня больше всего человеческих жизней, а элементарная беспечность людей. Нужно знать и учитывать слабые стороны потенциально проблемных для вас ситуаций, например: плохая физическая подготовка, боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия), отсутствие дома и на работе технических средств безопасности, неисправность вашего мотоцикла или велосипеда. Нельзя, чтобы халатность и неподготовленность обернулись бедой. По возможности избегайте обстоятельств, которые заведомо не можете контролировать. Так, не провоцируйте агрессию по отношению к себе, если не уверены, что нейтрализуете ее.

При необходимости - действовать. Оказавшись в экстремальных условиях, действуйте решительно, используя весь арсенал своих знаний и навыков. Анализировать происшедшее будете позже.

Энциклопедия дает ответы на многие вопросы. Но для конкретного ребенка это знание окажется мертвым, если он на практике не отработает модели своего поведения в той или иной ситуации.

Умение составить маршрут движения позволяет предвидеть значительную часть опасностей и трудностей. Научить этому ребенка нужно обязательно, и начинать данный процесс нужно в самом раннем возрасте.

1. Защита (будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его)

Отправляясь с ребенком на прогулку, в гости или возвращаясь домой, родители могут задавать ему вопросы такого вида: «А как мы сейчас пойдем? А каким транспортом будем добираться?»

Ребенок еще не сможет ответить, но он будет понимать, что продумывание этих вопросов - важная часть его жизни. Действительно, увидев большую собаку, он может испугаться ее. Поняв же, что, выбрав правильно маршрут, он сможет обойти эту собаку, ребенок проникается уважением к делу выбора верного маршрута движения.

До тех пор пока ребенок не имеет возможности гулять один, он должен постоянно обучаться этому умению.

2. Подготовка (имеется в виду избыточная теоретическая подготовка)

Ребенок должен показать, как он умеет продумывать маршрут своего движения, превращая это интересное и увлекательное занятие в полезную привычку.

Пока он маленький, он может объяснять родителям, что в данный момент он пошел, скажем, на кухню, а потом пойдет к бабушке в гостиную.

По мере взросления он должен объяснять родителям более сложные маршруты своего движения. Скажем, сегодня я пойду в садик, там у меня много дел. После садика с бабушкой мы идем в магазин, а потом - домой.

Теоретическая подготовка будет все более тщательной по мере взросления ребенка, когда он будет вынужден (или получит разрешение) перемещаться по улицам самостоятельно.

Перед каждым выходом ребенка на улицу родители должны спросить его, каков маршрут следования. Скажем, ребенок идет на остановку автобуса, садится на определенный маршрут (для этого у него есть проездной билет), выходит через три остановки, проходит до светофора, переходит улицу и заходит в спортивную школу.

Путь домой - в обратном порядке. Дополнительные вопросы: «А если не будет долго автобуса? А если автобус по дороге сломается' А если светофор не будет работать? А если тебя встретят взрослые ребята?»

Отвечая на сложные вопросы еще до выхода «на маршрут», ребенок настраивается на то, что все пройдет замечательно, даже если придется преодолеть пару трудностей.

3. Тренировка (речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка)

Практика - великая вещь! Ребенок говорит родителям, куда он идет, а они смотрят, получилось у него выдержать маршрут или нет.

Чем дальше - тем сложнее маршруты, которые покоряются ребенку. В итоге он может перемещаться в секцию, кружок, может с классом уехать на экскурсию в другой город, и родители будут уверены: ребенок подготовлен, он не пропадет.

4. Побуждение (постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности)

Если ребенок куда-нибудь ушел, не сказав об этом родителям, он должен понимать, что будет как-то наказан, поскольку серьезно нарушил правила безопасности.

Система поощрений и наказаний эффективна в том случае, если она реально действует и родители твердо держат свое слово.

В этом - гарантия того, что ребенок, собираясь на день рождения, не запланирует «сокращение пути» через малолюдные гаражи и не будет ловить попутную машину, понимая, что родители думают прежде всего о его безопасности, а уж в последнюю очередь - опоздает он на день рождения к бабушке или нет.

5. Упреждение (продумайте все возможные и невозможные ситуации)

На маршруте может случиться все что угодно. Может измениться погода, ребенок забудет дома телефон и телефонную карточку, подъезд его друзей не будет освещен, внезапно выскочит сбежавшая от жестоких хозяев собака...

Именно об этих форс-мажорных событиях и нужно говорить родителям перед каждым выходом ребенка.

Для того чтобы не превратить обсуждение маршрута в назидательную тягомотину, родителям нужно умело выдерживать такт и демонстрировать чудеса изобретательности. Самое главное - теплые, доверительные отношения с ребенком, понимающим, что с такими замечательными, много разрешающими, но и требовательными родителями, он - как за каменной стеной.

Тест «Маршрут»

1. Для чего необходимо учить ребенка продумывать свой маршрут?

1. Это делать не нужно, поскольку неизвестно, что может произойти в ближайшие полчаса, поэтому всякое планирование бесперспективно.

2. Это необходимо в тех случаях, когда дело связано с выходом на природу, когда ребенку придется какое-то время ориентироваться с помощью карты и компаса.

3. Продумывание маршрута позволит предусмотреть возможные опасности и трудности, что даст возможность подготовиться к ним и успешно преодолеть.

4. Ребенку ничего делать не надо - маршрут за него придумают родители.

5. Это делать даже опасно, так как в случае резкого изменения ситуации ребенок не сможет придумать конкретное решение и будет действовать по прежнему плану, что может привести к сложной ситуации.

Ответ: 3.

2. Не будет ли наличие намеченного маршрута сковывать инициативу ребенка?

1. Наоборот, маршрут -тот стержень, та основа, на которой и будет ребенок придумывать решения возникающих по ходу дела вопросов.

2. Конечно, будет, так как слишком исполнительный ребенок просто не сможет ни шагу отступить в сторону от маршрута и не сможет проявить инициативу.

3. Детям очень не нравится, когда их жизнь излишне регламентирована.

4. Это такая морока-придумывать маршрут! Гораздо интереснее, когда ничего не знаешь о том, что тебя ждет на улице.

5. Взрослые могут двигаться по маршруту, а детям нужно придумать свой путь.

Ответ: 1.

3. Что представляет собой маршрут движения?

1. Это линия на карте, по которой нужно добраться до нужного места.

2. Это формальность, придуманная взрослыми, чтобы контролировать ребенка и лишать его радостей жизни.

3. Это. например, маршрут трамвая № 1: «Центр - Парк культуры».

4. Это план достижения того или иного места, нарисованный на карте города (местности) и включающий в себя номера попутных транспортных средств, названия нужных остановок, опасные места и места, где можно получить помощь. Учитываются время движения и необходимые материальные расходы.

5. Это что-то похожее на пиратскую карту с крестиком в том месте, куда надо добраться.

Ответ: 4.

4. Что дает продумывание маршрута ребенку?

1. Ничего, только ощущение потери свободы передвижения.

2. Экономию времени и ощущение контроля за происходящим, поскольку он видит, как можно облегчить свою жизнь, исключая почти 90% опасностей и концентрируясь на том, что он будет делать по прибытии в конечный пункт (кино, концерт, день рождения, спортивные состязания).

3. Потерю времени и ощущение, что его контролируют родители, заставляя продумывать маршрут, хотя так интересно узнать, что же его ждет по дороге. Пусть это будут и неприятности, но с ними веселее.

4. Он может лучше изучить свой город (село) и планировать более серьезные и длительные поездки.

5. Думать некогда, надо быстрее ехать!

Ответ: 2.

Категории статей