Если ребенок левша

Когда ребенок левша идет в школу, его родители, как правило, начинают беспокоиться: не возникнут ли у него серьезные проблемы со школьной адаптацией?

Однако, прежде чем волноваться, необходимо разобраться, истинный ли левша ребенок, или просто у него левая рука несколько преобладает над правой. Даже если малыш обычно берет предметы (ложку, вилку, салфетку) в левую руку и рисует левой рукой - это еще не основание, чтобы считать его левшой. Чтобы точно определить, левша малыш или нет, нужно выявить у него еще и ведущие ухо, ногу и глаз. Определить это помогут несложные тестовые задания:

* Ведущий глаз. Поиграйте с вашим малышом в игру "Подзорная труба" или "Звездочет". Для этого следует взять лист бумаги, свернуть его в трубочку и предложить ребенку посмотреть через получившуюся "подзорную трубу" на небо. Глаз, к которому ребенок приложит трубочку, и является у него ведущим.

* Ведущее ухо. Поиграйте с ребенком в "Часовых дел мастера". Следует взять обыкновенные наручные механические часы и предложить малышу послушать: тикают они или нет. К какому уху ребенок приложит часики, то и ведущее.

* Ведущая нога. Чтобы определить ведущую ногу, надо предложить малышу поиграть в футбол. Какой ногой ребенок будет бить по мячу чаще, та и является ведущей.

Чтобы на 100% удостовериться, что результаты теста правильные, желательно повторить выполнение тестовых заданий не менее трех раз. Если выясниться, что у ребенка, к примеру, ведущие левая нога и правые ухо и глаз, значит, его еще нельзя считать истинным левшой, то есть, преобладание левой руки над правой в таких случаях обычно является незначительным, и в процессе школьного обучения малыша вполне можно будет "переучить" с левой руки на правую. Если же ведущими оказались левое ухо, левая нога и левый глаз, значит ребенок - истинный левша. Следовательно, писать и рисовать он сможет только левой рукой.

Бывают три типа левшей:

* Генетический. Чаще всего, кто-то из родителей ребенка левши, тоже является левшой, то есть, имеет небольшое преобладание правого полушария головного мозга над левым.

* Компенсаторный. Если у ребенка, в связи с родовой травмой или с перенесенными заболеваниями, имеется более или менее выраженное поражение левого полушария головного мозга, то его функции берет на себя правое полушарие, и ребенок становится левшой.

* Вынужденный. В таких случаях ребенок пишет и рисует левой рукой из-за травмы правой руки или потому, что просто подражает кому-то из взрослых или сверстников.

Настоящими левшами являются около 10% людей. Следует уточнить: быть левшой - это не патология и не симптом неправильного развития, а просто индивидуальная особенность человека. У правшей доминирует левое полушарие головного мозга, а у левшей - правое. Причем правое полушарие отвечает не только за левую руку, но и за всю левую сторону тела. При исследовании детей левшей было обнаружено, что для них характерны следующие черты характера:

- выраженная эмоциональность;

- впечатлительность;

- сенситивность;

- застенчивость и стеснительность;

- развитое эстетическое восприятие.

С какими же трудностями и проблемами может столкнуться ребенок левша в школе? Как показывают наблюдения, проблемы возникают прежде всего при формировании у ребенка навыков письма, чтения и счета. Причина - недостаточность развития зрительно-моторной координации. Многим левшам присущи неустойчивость почерка, зеркальное написание букв и цифр, очень медленный темп письма. Иногда встречается "зеркальное письмо", когда ребенок пишет слово начиная не с начала, а с конца. Бывают также "зеркальное чтение" и "зеркальное рисование". При "зеркальном чтении" ребенок может испытывать трудности с восприятием целого слова или не может уловить связи между словосочетаниями и понятиями, которые они отображают.

Но левшам также свойственны и некоторые преимущества перед правшами. У многих левшей имеются художественные способности: чутье формы, цвета, пространства. Левши могут читать, считать и писать буквы и цифры в любом направлении - как в горизонтальном, так и в вертикальном. Эта способность распространяется и на более сложные действия. Например, левша может начать интерпретировать сложную сюжетную картинку с любой стороны и в любом направлении, в том числе и снизу вверх.

Чтобы маленький левша смог быстрее адаптироваться к школе, ему необходима помощь родителей, которые должны:

* Правильно организовать рабочее место ребенка, где он будет делать уроки: положить с левой стороны стола школьные принадлежности (книжки, тетрадки, альбомы), подстроить под ребенка освещение, чтобы свет падал справа.

* Позаботиться, чтобы во время письма и чтения ребенок сохранял правильную осанку: поправить при письме наклон тетради, положение предплечья ребенка.

* Не требовать от ребенка левши, чтобы он писал быстро, и чтобы написанные им буквы имели правый наклон. Левше удобнее и целесообразнее писать буквы прямо.

* Играть с ребенком в специальные игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

Следует ли переучивать ребенка левшу? Однозначно - нет! Таково мнение большинства авторитетных детских психологов, которые предупреждают, что переучивание может спровоцировать появление у ребенка неврозов, заикания, нервного тика и расстройств сна. Поэтому родители и педагоги должны не пытаться переучить ребенка левшу, а помочь ему раскрыть свои таланты и способности и адаптироваться к окружающему миру.

Категории статей