Родителями не рождаются

В большинстве случаев мать и отец очень хорошо чувствуют, как надо вести себя со своим ребенком. Однако при возникновении первых трудностей руководствуйтесь не только велением сердца. Никогда прежде научные знания о развитии ребенка не были столь глубоки и одновременно доступны, как теперь. Тем более стоит этим воспользоваться!

Более строгие социальные требования

Матери и отцы, жившие в начале XX века, без сомнения были бы озадачены и удивлены вопросами, которые задают себе нынешние родители. Значит ли это, что в наши дни родители менее способные, чем их предки? Вовсе не обязательно! У них просто иные требования к самим себе и вместе с тем значительно меньше рамок и ограничений, чем у их бабушек и дедушек. Ведь окружение и обстоятельства изменились радикально.

Начнем с того, что сегодня молодые родители освобождены от опеки предыдущих поколений. Если говорить об обществе в широком смысле слова, то оно теперь не навязывает никаких заранее установленных моделей поведения. Взамен, воодушевленное недавними научными открытиями, общество довольно энергично выдвигает новое требование: с ранних лет демонстрировать ребенку, что вы уважаете его как личность, и обеспечивать его хорошее самочувствие и развитие.

Внимание!

Педиатры полагают, что ребенок в таком возрасте способен общаться со взрослым в течение всего времени бодрствования (около 30%). Когда он станет постарше, вы сможете делать это чаще, но следите, чтобы он не переутомлялся.

Таким образом, роль места, занимаемого ребенком, значительно возросла. Родители сами делают своего малыша центральной фигурой их жизни. О его появлении папа и мама порой задумываются позже, чем это бывало раньше, они вкладывают в него сильнейшее эмоциональное значение: по умолчанию ожидаемый ребенок должен быть совершенным. Что влечет за собой обязательство родителей быть такими же! Поэтому родители пытаются делать все от них зависящее...

Попросите совета!

Во время посещения врача не стесняйтесь говорить о том, что вас беспокоит, это важно и для того, чтобы выявлять скрытые проблемы, вызывающие замедление интеллектуального или физического развития ребенка. Делайте записи, чтобы ничего не забыть.

Разница между «ребенком для себя» и «ребенком для него самого»

Чего на самом деле желает каждый родитель своему ребенку? Прежде всего, чтобы он был счастлив и здоров. Желание, чтобы ваш малыш «преуспел» в жизни, чтобы он хорошо учился в школе, надежда, что он научится противостоять своим соперникам, что он будет общительным, что у него будут друзья... в каком-то смысле это всего лишь дополнительные критерии, которые будут играть большую или меньшую роль для каждого родителя. Очевидно, что чем яснее вы осознаете, чего вы желаете вашему ребенку, тем больше подводных камней будет у вас на пути. Иногда родители ставят слишком высокую планку. Ребенок же, отлично чувствующий желания родителей, оказывается заложником слишком тяжелой для его хрупких плеч роли.

ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД РЕБЕНКА - Нет ничего естественнее, чем возлагать свои ожидания на ребенка, все родители склонны к этому. Однако не менее важно уметь их модифицировать. Вы не можете вмешиваться во все сферы жизни и развития малыша... Скорость, с которой он преодолеет серьезные рубежи своего развития (ходьба, речь, развитие навыков опрятности) не зависит от вас, а желание, чтобы он быстрее достигал прогресса, может, наоборот, притормозить процесс.

Невозможно идти против темперамента ребенка, например, бесполезно застенчивую девочку заставлять играть с другими детьми, которых она не знает.

ГРАНИЦЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УВАЖАТЬ - Когда вы чувствуете, что ваши ожидания не вполне оправдались, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны и честно ответьте себе на вопрос: «Действительно ли я подталкиваю развитие его способностей или я просто пытаюсь через него достичь того, что кажется хорошим для меня самой, что повысит мою собственную оценку?» Это поможет вам легче примириться с той или иной ситуацией и использовать ее. Принять, что этот вот ребенок - абсолютно отдельная личность, отличная от вас, и что вы не всемогущи, не означает отречения от ваших родительских обязательств. Наоборот.

Значение первых лет жизни

  • Ваш ребенок мало что вспомнит из первых лет своей жизни, но именно эти годы окажут значительное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Что же делает все происходящее за эти годы, в основном состоящие из сна, приемов пищи, плача и игр, жизненно важным для будущих достижений вашего ребенка в школе, в карьере, в его отношениях с другими людьми? Как период жизни в статусе новорожденного может быть столь значимым для развития человеческой личности, которой станет ваш малыш?
  • Человеческая нервная система насчитывает примерно 100 миллиардов нейронов, которые будут взаимодействовать между собой. Исследования показывают, что взаимосвязи, установленные в первые годы жизни, фундаментальны для обучения и восприятия информации.
  • Каждый раз, когда вы прикасаетесь, держите, ласкаете, гладите или носите малыша, вы развиваете его. Читая вслух, разговаривая, напевая, глядя ему в глаза или одевая его, вы стимулируете этот процесс.
  • Своим позитивным отношением вы прививаете ему социальные и эмоциональные ценности, которые будут способствовать его интеллектуальному развитию. Чем более уверенно, как социально, так и эмоционально чувствует себя малыш, тем больше у него шансов быть мотивированным для знакомства со всем новым и готовым принимать вызовы жизни с энтузиазмом и не боясь поражения.
  • У детей, чьи базовые потребности удовлетворялись в младенчестве и в раннем детстве (то есть их кормили, когда они были голодны, меняли подгузник, если он намокал, брали на руки, когда им требовалась ласка), развивается столь важное доверие к другим и уверенность в самих себе. Специалисты обнаружили, что дети, растущие в таких стимулирующих условиях, лучше адаптируются в школе и более расположены к положительным социальным отношениям.
  • Помогая ребенку управлять своими порывами и поведением в первые годы жизни (объясняя ему, что он не должен кусать других, что не следует хватать игрушки и т.д.), вы прививаете ему самоконтроль. Дети, которым объясняют (и постоянно просят уважать) принятые рамки, соответствующие их возрасту, обычно менее тревожные, боязливые, менее импульсивные и реже прибегают к насилию для разрешения конфликтов. Им также будет легче и в обучении благодаря крепкой психической базе, которую им дали родители.
  • Стимулировать интеллектуальное развитие ребенка не означает загружать его деятельностью, приводящей к общему переутомлению. Наблюдайте за реакцией ребенка.

Воспитательная функция

Матери, а теперь уже и отцы, в основном отлично разбираются в главных потребностях своих детей. Часто задаваемые вопросы относятся скорее к области воспитания, а верные ориентиры не всегда легко найти. Как сделать так, чтобы он не был капризным? Чтобы он слушался? Как научить его уважать других? Родители часто слышат и читают, что строгость былых дней теперь не в моде, но они совершенно справедливо не хотят, чтобы их мальчик или девочка подчинили бы себе весь дом... Нередко случается, что родители оказываются под каблуком у своего ребенка, которому просто-напросто следовало сузить рамки дозволенного. Вы вовсе не притесняете ребенка, если указываете ему на определенные ориентиры и точки опоры для его поведения.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ - Главное на этом пути - уважение личности и умение слушать ребенка. Однако необходимо уточнение: слушать малыша не означает удовлетворять все его просьбы и исполнять все его желания - вовсе нет; слушать - значит быть внимательным к тому, чем он является, и понимать, что означают его реакции. Это одновременно и легко, поскольку речь идет о сердечных материях, и затруднительно, так как требует определенной отвлеченности. На самом деле, так просто наделять своего ребенка интеллектуальными способностями, не присущими его возрасту, и, наоборот, недооценивать его знания...

НЕСКОЛЬКО ТОЧЕК ОТСЧЕТА - Что он понимает? Каковы на самом деле его потребности? Как он воспринимает окружающий его мир? Педиатры затрагивают в этой книге эти и многие другие вопросы для каждого возрастного периода. Конечно, эти знания не решат всех проблем и представляют собой просто определенные ориентиры. То, как вы будете заниматься с вашим ребенком, как вы будете сопутствовать ему в жизни, от этого не станет менее индивидуальным и личным.

Сложные взаимодействия

Если родители влияют на поведение их ребенка, то он, со своей стороны, также работает над «созданием» своих родителей. Каждый стоит перед другим со своими ожиданиями, темпераментом, и ребенок приспосабливается так же, как и родители. Это постоянное взаимодействие начинается с первых недель жизни малыша.

Каждый ребенок с самого рождения раскрывает набор присущих ему одному черт: он может быстрее или медленнее начинать плакать, быстрее или медленнее успокаиваться, быть мало или сильно чувствительным к физическому дискомфорту... Малыш, который хорошо переносит внешние раздражители, требует иного подхода, чем ребенок, резко реагирующий на окружающее. Принять «ребенка таким, какой он есть» означает уважать его индивидуальные черты, что может быть более или менее легко. Очевидно, что несколько боязливая мама, естественно, будет сопереживать своему малышу, который вздрагивает при малейшем шуме, в то время как властная и энергичная мать будет легче ощущать себя с ребенком, который без проблем переносит стремительные и импульсивные жесты.

Малыш, со своей стороны, будет по-разному выстраивать отношения, в зависимости от того, воспринимается ли его поведение с удовольствием или с определенной долей раздражения. Темпераменты матери и ребенка, таким образом, оказываются в большей или меньшей гармонии, что, в свою очередь, облегчает или усложняет процесс привязанности. В любом случае невозможно, чтобы родители и дети были все время на одной волне. Чем старше становится ребенок, тем больше необходимость в приспособлении потребностей одних и других.

Категории статей