Легкая адаптация для малыша

Если родители влияют на поведение малыша, то и ребенок, в свою очередь, также способствует созданию определенного образа родителя, заставляя его выстраивать новые отношения и переживать изменяющие его эмоции. Каждый вступает в отношения со своими ожиданиями и темпераментом; и ребенок, и родители подстраиваются друг к другу.

Сложные процессы

Каждый ребенок с самого рождения раскрывает набор присущих ему одному черт: он может быстрее или медленнее начинать плакать, успокаиваться, быть чувствительным или нет к дискомфорту... Малыш, который хорошо переносит внешние раздражители, требует иного подхода, чем ребенок, остро реагирующий на окружающее. Принять ребенка таким, какой он есть, также означает уважать его индивидуальные черты. Робкая мама будет сопереживать своему малышу, который вздрагивает при малейшем шуме, в то время как энергичная мать будет легче ощущать себя с ребенком, который без проблем переносит стремительные и импульсивные жесты.

Малыш будет вести себя по-разному, в зависимости от того, воспринимается ли его поведение с удовольствием или с долей раздражения. Темпераменты матери и ребенка, таким образом, оказываются в большей или меньшей гармонии, что, в свою очередь, облегчает или усложняет процесс привязанности. В любом случае невозможно, чтобы родители и дети были все время на одной волне. Чем старше будет ребенок, тем больше будет необходимость в приспособлении их потребностей друг к другу.

Недовольный малыш

Вместо того чтобы улыбаться и лепетать, некоторые младенцы как будто ворчат. Родителям не всегда легко любить своего ворчуна, и они иногда даже отдаляют его от себя. Если кажется, что ничто не способно удовлетворить вашего малыша (и этому не найдено никакого объяснения), постарайтесь его ласкать как можно больше, и будьте уверены, что рано или поздно, когда он научится выражаться иначе, его серьезный вид пройдет сам собой.

Три типа темпераментов

Детские психиатры Стелла Чесе и Александр Тома первыми (в 60-х годах XX века) изучали детский темперамент, от раннего детства до подросткового периода.

«ЛЕГКИЕ», «ТРУДНЫЕ» И «ТЯЖЕЛЫЕ НА ПОДЪЕМ» - «Легкий» ребенок чаще всего пребывает в хорошем настроении, с радостью воспринимает все новое, у него ровный характер, и он легко адаптируется к окружающему его миру. «Трудный» ребенок, напротив, бурно проявляет свои эмоции, а его поведение непредсказуемо. Он медленно адаптируется к окружающему миру и негативно реагирует на все новое. «Тяжелый на подъем» ребенок также испытывает затруднения при любого рода новшествах. Однако его реакции скорее носят нейтральный характер и проявляются с меньшей интенсивностью. Если ребенок не «легкого» темперамента, от родителей требуется большее понимание малыша и большее проявление способности его слушать. Иногда придется быть максимально внимательным к его реакциям, «языку» его тела; чувствовать, когда он расслаблен, а когда натянут, как струна; ждать, когда он сам будет готов уделить вам внимание; необходимо принять то, что он будет часто плакать, - так он снимает напряжение. При необходимости педиатр разъяснит родителям поведение их малыша и подскажет, как им на него реагировать.

ТЕМПЕРАМЕНТ МЕНЯЕТСЯ - Один и тот же ребенок в разном возрасте может демонстрировать различный темперамент. Некоторые черты характера, проявляемые в раннем детстве, с возрастом могут стираться, другие, наоборот, акцентироваться. Например, застенчивый малыш может приобрести больше уверенности в себе, при условии что его родители знают о его опасениях и страхах, но уверяют малыша, что он способен побороть эти препятствия. И наоборот, тот же ребенок будет слишком осмотрителен, если родители чрезмерно оберегают его. Таким образом, темперамент развивается в зависимости от реакций окружающих.

Внимание!

Когда вы говорите со своим малышом или когда говорите о нем с вашим окружением в его присутствии, обращайте внимание на свои слова: он уже многое понимает и может очень быстро попасть под влияние суждений о его характере.

Сила привязанности

Даже если дети хорошо общаются с обоими родителями, мать остается для них важнее, так как она посвящает больше времени своему малышу. Психоаналитик Джон Боулби и психолог Мэри Эйнсворт попытались охарактеризовать степени привязанности ребенка в возрасте 1 года к матери. Для этого они изучали поведение обоих в момент встречи после короткого расставания.

УВЕРЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ - Ребенок продемонстрировал, что ему не хватает мамы, он оживленно встречает ее, протягивает к ней ручки. Она, в свою очередь, отвечает. Успокоившись, малыш может сам отвлечься от мамы. В таком случае считается, что у него уверенная привязанность. Подобное развитие сценария свидетельствует о гармоничном взаимодействии: будучи восприимчивой к его сигналам и отвечая на них с нежностью и вниманием, мать смогла помочь своему ребенку развить чувство внутренней безопасности.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ - Ребенок озабочен отсутствием матери, а при ее возвращении ведет себя противоречиво: с одной стороны, он показывает, что стремится к контакту с ней, но в то же время не хочет, чтобы она подходила к нему. Такое поведение делает встречу неспокойной, обязывая мать показывать больше положительных эмоций. В этом случае видно, что маме трудно гармонично подстраиваться под своего ребенка, и она остается для него непредсказуемой.

ИЗБЕГАЮЩЯЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ - В случае избегающей привязанности ребенок не плачет при расставании и концентрирует свое внимание на игрушках. После возвращения матери он игнорирует ее или даже избегает, если же она хочет взять его на руки, то он пытается увернуться. В этом случае видно, что мама часто проявляла неприязнь к физическому контакту со своим ребенком и реагировала негативно, если малыш пытался выразить свои чувства. Такая мать избегала нежных, ласковых жестов или даже демонстрировала отпор, если ребенок пытался взять инициативу на себя.

Все можно начать сначала

Характер привязанности между ребенком и матерью, прежде всего, связан с той чувствительностью, которую мать проявляла, заботясь о ребенке в первые месяцы его жизни. Она прививает малышу чувство благодарности и безопасности, которые впоследствии будут облегчать его взаимоотношения с окружающими и способствовать его социализации, в частности в школе.

Похоже, что вид привязанности, устанавливаемый матерью со своим ребенком, во многом зависит от того, как это происходило в ее собственном детстве. Одно и то же поведение передается из поколения в поколение, однако всегда можно посмотреть со стороны на унаследованное вами поведение, если вы считаете его тягостным и не хотите повторять его. Если вы опасаетесь, что повторите свой опыт, обсудите эту проблему с психотерапевтом еще до рождения ребенка.

Разумеется, в сложных случаях невозможно все изменить за один раз. Психологи утверждают лишь, что тип отношений, установленных между мамой и ребенком до года, скорее всего, таким и останется. Однако всегда можно изменить ситуацию, в частности при помощи терапевта.

Материнская интерпретация

  • Матери придают тот или иной смысл поведению их ребенка в зависимости от крайне субъективных оценок, включающих помимо прочего их прошлое и их систему ценностей.
  • Они стремятся приписать ребенку мысли, которых у него нет и в помине, однако таким образом они формируют у своих детей различные намерения. На самом деле этот процесс начинается еще во время беременности, когда мама, например, говорит о своем ребенке, чувствуя, как он шевелится: «Он у меня энергичный». Позже, если мама хочет видеть в своем малыше активного человека, она прежде всего будет замечать в нем то поведение, которое соответствует такой характеристике и будет придавать ценность такому поведению посредством своего одобрения.
  • Дети стремятся соответствовать пожеланиям их мамы.
Категории статей