Бурное развитие

Вы, возможно, будете зачарованы скоростью, с которой растет и развивается ваш малыш. В 5 месяцев он проявляет любопытство к окружающему его миру. Его умственные и физические возможности возросли, будучи неразрывно связанными друг с другом. Однако все пережитое им отличается от пережитого вами.

Ребенок учится через повторения

Для вашего ребенка все новое - настоящая сенсация. Например, в 3 месяца, шевеля своей рукой, он еще не знал, что эта рука, которую он видит перед собой, является частью его самого, не осознавал, что сам вызывает это движение. Только повторив этот жест сотни раз, он понял, что может управлять ею.

Он быстро находит общее между некоторыми элементами (например, запах молока, материнская грудь и удовольствие, которое он получает), но значительная часть новых ощущений остается для него неопределенными. Тем не менее малыш пытается «понять» и наконец, многократно испытав одно и то же ощущение, связывает его с конкретным предметом, ситуацией или человеком.

ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЯСЬ - Постепенно он будет не только чувствовать и ощущать, но и научится определенным образом действовать, чтобы вызывать то или иное ощущение. Помогите малышу приобрести это стремление к познанию, делая его жизнь размеренной, спокойной, стабильной, когда день за днем повторяются одни и те же виды деятельности, одни и те же ощущения. Интеллектуальное развитие, связанное с развитием нервной системы, в таком случае происходит вполне естественно, и постепенно ваш ребенок будет проявлять все больше любопытства. Вы не можете торопить данный процесс, а до 4-5 месяцев бесполезно постоянно пробуждать любопытство малыша, предлагая ему различные новые ощущения. Самое главное - отвечать его первостепенным потребностям и одновременно одаривать его эмоциями и вашей привязанностью, чтобы он мог идти навстречу миру, не боясь его.

Вес детского мозга

Даже если это и незаметно, скорость развития мозга младенца впечатляет. Мозг быстрее всего развивается от рождения до 2 лет: например, сейчас его вес увеличивается в 4 раза и к 20 годам достигнет уже 1,4 кг.

Сформировалась ли у ребенка память?

  • Развитие памяти теснейшим образом связано с развитием мозга. Очень рано ваш малыш запечатлевает то, что видит, не отдавая себе в этом отчета. Некоторые факты, повторяемые каждый день, оставляют в нем довольно сильный отпечаток: например, эмоциональные связи с его мамой.
  • Аналогично еще во внутриутробной жизни память позволяет плоду узнавать некоторые стимулы (вкусы, звуки). Это происходит и с новорожденным, но появляется еще и зрение, благодаря которому он открывает окружающие его предметы.
  • Младенец не обладает памятью в том смысле, в каком она свойственна взрослым людям: он ни о чем не вспоминает. Группа исследователей, под руководством психолога Каролины Рови-Колье, изучала длительность памяти младенца. Было выявлено, что в возрасте 2 месяцев ребенок на протяжении одного дня помнит, что можно пошевелить ногой мобиль, расположенный над его колыбелью.
  • Через месяц эта память сохраняется уже в течение недели, в 6 месяцев — 2-3 недель. Это только начало... Придется подождать возраста 2-3 лет, чтобы ребенок был в состоянии удерживать различные воспоминания на протяжении многих лет.
  • Прежде чем действительно вспомнить о каком-либо факте, ребенок сохраняет мнемонический след, который позволит ему, если его регулярно стимулировать, запускать восприятие или соответствующее действие.

Развитие мозга

Больше всего мозг развивается именно в первые 2 года жизни; его объем удваивается. Ваш малыш при рождении обладает несколькими миллиардами мозговых клеток (нейронов), связанных между собой соединениями, называющимися «синапсы». Однако большая их часть пока еще не задействована. Мозг в некотором смысле пока еще только структура, лишенная «электропроводки».

СВЯЗЫВАТЬ ОЩУЩЕНИЯ - Представьте, например, что вы видите яблоко: это возбуждает в мозгу центры зрения, обоняния, речи, вызывает некоторые воспоминания и знания. Ваш малыш чувствует яблоко, возможно, этот запах даже нравится ему; он видит фрукт, но не связывает эти два ощущения (еще меньше он знает, что в этом случае речь идет о яблоке!). Однако в один прекрасный день, уже неоднократно попробовав и увидев яблоко, он сможет благодаря опыту связать предмет, запах или вкус. Разумеется, это всего лишь пример, поскольку в развитии мозга участвует все...

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Мозг может развиваться исключительно во взаимодействии с окружающим миром, а главное взаимодействие происходит между матерью и ребенком. Схемы, необходимые для развития центральной нервной системы создаются благодаря повторным стимулам. По мере развития отношений малыша с близкими будут возникать связи, которые, в свою очередь, будут способствовать образованию новых. Различные мозговые функции станут результатом многочисленных обращений к ним, что сделает возможной обратную реакцию ребенка.

Известно, что при определенной функциональной недостаточности для обеспечения нормального функционирования мозга можно выдвинуть другие схемы повторяемым стимулам во время переобучения. Поэтому если некоторые функции плохо развиты с рождения, все же существует надежда на их перезапуск через другие зоны.

ПРОГРЕССИВНАЯ «ЭЛЕКТРОПРОВОДКА» - Схемы и взаимодействия между различными специальными клетками в определенной зоне мозга или между разными зонами становятся все более многочисленными и сложными по мере приобретения знаний младенцем.

Маленькая личность

К 5-6 месяцам малыш не так-то просто соглашается оставаться один, одеваться или раздеваться, при этом он активно выражает неудовольствие. Теперь надо еще больше учитывать его настроение и готовность к общению, а также уметь облекать в различные формы то, что вы собираетесь ему предложить. Таким образом, когда вы предлагаете ему что-либо или пытаетесь получить его одобрение на то, от чего он не в восторге, ваши слова приобретают все большую значимость. Слова также помогают вам объяснить малышу, что вы понимаете, что он недоволен. Чем старше он становится, тем сильнее реагирует, тем больше надо проявлять уважения к нему, в то же время ничего ему не навязывая.

Категории статей