Больше самостоятельности

Постепенно обретая все большую независимость передвижений, малыш начинает осознавать два главных, связанных друг с другом факта: он - отдельное от вас и от всего окружающего существо; предмет или человек продолжают существовать, даже если он их не видит. С этого момента он начинает переживать и расстраиваться из-за потери какого-либо предмета или из-за вашего отсутствия...

Как он воспринимает себя?

В тот день, когда ваш малыш начинает воспринимать себя как отдельную личность, он совершает огромный прыжок вперед. Однако это осознание самого себя приходит к нему не раньше 6 месяцев. В первые месяцы его жизни он не осознает границ своего тела, не имеет ни малейшего представления о том, что есть он сам, ни о том, что такое другие. Мягкость простыни, на которой он лежит, это лицо перед ним, урчание в его животике - не что иное, как совокупность ощущений.

ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА - Однако некоторые исследователи полагают, что младенец при рождении обладает элементарным сознанием своего тела. Они наблюдали, что новорожденный по-разному реагирует, подносят ли к его рту его собственный палец или чужой. Таким образом, возможно, он знаком с собой посредством ощущений, исходящих от его собственных мышц и артикуляции.

Необходимо несколько месяцев, прежде чем это ощущение разовьется. Вы помните, с каким удивлением ваш малыш еще в 3 месяца наблюдал за своими ручками, как будто они ему не принадлежат. А когда 2 месяца спустя он тянет эти же ручки к ложке, чтобы взять ее, он еще далек от осознания, что действует, как взрослый.

Внимание!

Не злоупотребляйте игрой в "прятки" и в "ку-ку". Такая игры может возбудить и взволновать малыша, если будет продолжительной. При малейшем признаке недовольства или нервозности игру лучше прекратить.

Никаких планов и намерений

Очень легко переоценить малыша, который улыбается вам, смотрит на вас и, кажется, впитывает каждое ваше слово. Однако, несмотря на его поразительные способности общения и на скорость, с которой он развивается, этот кроха - не маленькая копия взрослого. Его осознание самого себя еще в зачаточном состоянии, даже если некоторые его реакции и действия умышленны. Конечно, он тянет ручку к бутылочке, так как ассоциирует этот предмет с удовольствием от вкусной еды. Однако намерения младенца не простираются дальше этих рамок. Он никогда не плачет из-за простого каприза, поскольку еще пока не способен к столь изощренной форме мышления. Он улыбается и лепечет, когда все хорошо, плачет, если ему что-то мешает. Поэтому, утешая малыша, бы не прививаете ему «плохие привычки».

ВЗГЛЯД ВЗРОСЛОГО - Некоторые мамы говорят иногда, что их малыш очень умный, так как «очень быстро понял, как надо добиваться своего». Действительно, младенец хорошо умеет объяснять, что он чувствует. Однако младенец не наделен волей. Он абсолютно не в состоянии «манипулировать» своей мамой и ничего не делает специально, чтобы «надоедать» ей; подобное поведение подразумевает наличие такой формы мышления, которой он пока не обладает. В 6 месяцев у него уже есть все, что присуще «социальному существу»: он умеет реагировать на ваши обращения и призывы, а понаблюдав за ним, можно подумать, что он присоединяется к намерениям своего собеседника. Однако это взгляд взрослого человека: малыш же в таком возрасте только-только начинает осознавать, что он не является одним целым с его мамой. Поэтому неудивительно, что он демонстрирует это своим плачем, как только его оставляют одного.

Рождение индивида

К 4-5 месяцам, а по мнению некоторых исследователей, чуть раньше, малыш обладает смутным сознанием существования своего тела. Затем, по мере роста этого знания о самом себе, он постепенно понимает, что он отдельное от всех окружающих существо, что он отличается от всего, что вокруг него, будь то предметы или люди. Это осознание, разумеется, длительный процесс, трудно поддающийся измерению. Обычно оно проявляется к 6 месяцам.

ДЕЛИКАТНЫЙ МОМЕНТ - Для малыша наступает относительно сложный период: бывает, что он плачет при каждой разлуке со своими родителями или когда к нему подходят незнакомые люди. В это время его посещают первые страхи. Этот этап на пути осознания самого себя не завершится в день празднования его первого дня рождения, вовсе нет... Однако, когда в 18 месяцев малыш увидит себя на фотографии и узнает, - в этот момент будет сделан очень важный шаг.

ПЕРЕЖИВАНИЯ - Когда малыш начнет ходить, он по-иному откроет для себя окружающий мир, а еще сможет определить пределы своего тела, так как будет часто натыкаться на препятствия и падать. Таким образом, его стремление к самостоятельности будет сопровождаться грустными моментами переживаний.

Новое отношение к окружающему миру

Возможно, в один прекрасный день вы заметите, что ваш малыш ищет взглядом предмет, который хотел бы взять, но вы его убрали 8 другое место. Это означает, что он начинает сознавать, что предметы существуют даже тогда, когда он их не видит. Если, например, вы спрячете под пеленкой игрушку младенца младше 6 месяцев, он никак не отреагирует: для него этот предмет больше не существует. Если вы повторите этот эксперимент, когда малыш будет старше 6 месяцев, то он потянет пеленку на себя и засмеется от радости, найдя свою игрушку.

ПОСТОЯНСТВО ПРЕДМЕТА - К 8 месяцам малыш приобретает способность достаточно долго помнить о предмете, чтобы заметить, что он исчез, и даже попытается искать его. Этот новый этап детский психолог Жан Пиаже (1896 - 1980) называл «постоянство предмета». Он крайне важен, поскольку означает, что отныне ребенок может мысленно представить себе отсутствующий предмет.

Теперь игры, связанные с потерей и поиском (всем известная игра в «прятки»), будут иметь огромный успех.

Они помогут малышу понять и проверить, что спрятанный предмет может вновь появиться.

МНОГОКРАТНОЕ КИДАНИЕ - Ваш малыш может играть в «прятки» сам с собой. Он берет какой-нибудь предмет, отпускает его, вновь берет, бросает его еще дальше и требует, чтобы его вернули, если предмет оказывается вне зоны досягаемости. Кажется, он готов бесконечно повторять этот сценарий, а вам это довольно быстро надоедает.

Вы будете играть в эту игру, в зависимости от вашего настроения и запасов терпения в тот день. Будьте уверены, что ваш малыш не испытывает вашу выдержку. Все дети так играют с 8 месяцев. И будут так играть, пока не убедятся, что предмет существует на самом деле. Так уж они учатся.

«ПРЯТКИ» - Малышу очень нравится, когда вы от него прячетесь. Вот вы прячете лицо за руками, потом раздвигаете пальцы, и малыш смеется от счастья. Таким образом малыш постепенно поймет, что вы никогда не исчезнете.

Все игры, в которых вы притворяетесь, что отпускаете его, а потом снова ловите, выполняют ту же роль.

Опыт с зеркалом

  • Наблюдая за поведением ребенка перед зеркалом, исследователи смогли понять, как он постепенно осознает себя как личность.
  • В частности, описанная психологом Генри Уаллоном (1879-1962) и психоаналитиком Жаком Лаканом (1901-1981) эта так называемая «стадия зеркала» проходит в несколько этапов.
  • К 5-6 месяцам малыш видит свое отражение в зеркале, улыбается ему, но не знает, что это его отражение. Когда он видит в зеркале маму или папу, он их узнает и поворачивается к ним, думая, что видит их в двойном варианте.
  • К 8-9 месяцам он узнает себя в зеркале, но, протягивая руку к своему отражению, удивляется, что не может к нему прикоснуться. Иногда он смотрит в зеркало, когда его кто-то зовет.
  • К 12 месяцам он понимает, что зеркало показывает ему отражение предметов и его самого. Зеркало становится для него своего рода игрой: он улыбается сам себе, строит рожицы, трогает и лижет зеркало. Если он видит отражение своей мамы или своего папы, он внимательно смотрит на него, а затем поворачивается к реальному человеку.
  • К 18 месяцам он узнает свои фотографии и фотографии близких. Отныне ребенок преодолел еще один фундаментальный этап: он знает, что является отдельным от других человеком и отлично различает всех членов семьи.
Категории статей