Как почомь ребенку 9-12 месяцев заговорить?

Раньше плач для ребенка был единственным способом общения. В 6 месяцев он начал выговаривать звуки, понимать слова и выражать свой гнев, огорчение и радость. В 8 месяцев - общаться посредством звуков и жестов. И, наконец, в 10 месяцев, он произнес свои первые настоящие слова. Ежедневно поощряя и стимулируя, вы можете помочь ему развить речь.

Называть то, что его окружает

Все, что составляет мир вашего малыша, имеет свое название, так используйте же это! Называйте разные предметы, играйте в «глаза-нос-рот» (возьмите руку малыша и дотрагивайтесь ею до ваших глаз, носа и рта, в конце поцелуйте его ручку) и обозначайте другие части тела. Когда гуляете, показывайте ему птиц, собак, кошек, деревья, листочки, цветы, машины и грузовики.

Обозначайте разных людей: мама, папа, малыш, женщина, мужчина, девочка, мальчик. Часто называйте ребенка по имени, чтобы помочь ему развить понимание своей личности.

Говорите с малышом

Даже если вы еще не распознаете отдельные слова, слушайте его болтовню и отвечайте ему. Задавая малышу вопрос, подождите, пока он ответит вам, пусть даже простой улыбкой, движением тела или неразборчивым лепетом. Сконцентрируйтесь, чтобы уловить слова в несвязной речи малыша; многие «первые слова» так нечетки, что родители их даже не замечают. Попытайтесь связать неразборчивые слова малыша с предметами, которые они, возможно, обозначают; пусть даже это и кажется вам сомнительным.

Если ваш малыш всегда использует одно и то же «слово» для обозначения одного и того же предмета, вам стоит обратить на это внимание.

Когда вы не понимаете, что малыш просит, предложите ему варианты ответов («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Мозаику?»), чтобы дать ему шанс повторить то, что он хотел вам сказать, и показать ему, что вы поняли его просьбу. Пытаясь распознать, что он вам говорит, вы способствуете развитию его речи и доставляете ему удовольствие быть, пусть хоть чуть-чуть, понятым.

Очень важно вызывать интерес малыша к окружающему миру, чтобы он понимал, что такое другие люди, что и у них есть свои потребности, свои чувства. Для дальнейшего овладения речью, затем и чтением, недостаточно просто уметь повторять определенное количество бессмысленных слов.

Используйте адаптированный язык

Используйте взрослый лексикон, но упрощайте фразы для вашего малыша: «Сейчас ты и я пойдем гулять. До свидания, папа». Не стесняйтесь повторять фразы, чтобы малыш лучше их понял.

По возможности используйте простые слова взрослого лексикона, а не слова детской речи, чтобы он быстрее начал правильно говорить. Лучше сказать: «Лена хочет свою бутылочку?», чем «Малютка хочет сосю?».

Даже если малыш будет неправильно использовать местоимения до года и дольше, конец первого года жизни - подходящий момент приучать ребенка к местоимениям и их использованию с именами существительными. «Папа даст Александру свой завтрак. Я тебе дам что-то вкусненькое», «Это мамина книга, это моя книга. Это книга Марины, это твоя книга». Последний пример также познакомит ребенка с понятием собственности.

Побуждайте малыша отвечать вам

Используйте любые способы, какие только можете придумать, чтобы добиться ответа от вашего малыша, будь то жестами или словами. Предложите ему выбор: «Ты хочешь надеть пижаму с зайчиком или с самолетиками?» Затем дайте малышу возможность ответить вам, показывая или указывая на его выбор словами, которые желательно повторить несколько раз.

Задавайте ему вопросы: «Ты устал?», «Ты хочешь пирожок?». Без сомнения, он будет отвечать вам кивком головы, прежде чем скажет «да» или «нет» словами, но в любом случае это уже ответ. Попросите малыша помочь вам найти какие-нибудь предметы (даже если вы их и не теряли на самом деле): «Ты не знаешь, где мячик?»

Подождите, пока он найдет предмет, и похвалите его. Даже если он просто смотрит в правильном направлении, это уже прогресс: «Ну, конечно же, вот где мячик!»

Побуждайте малыша говорить: «Скажи папе (маме), что ты хочешь?» - когда он жестикулирует или делает недовольный вид, вместо того чтобы словами выразить то, чего хочет. Если он продолжает бурчать или опять указывает на нужный ему предмет, предложите ему выбор, например: «Ты хочешь медведя или собаку?» Если все равно не захочет отвечать словами, сами назовите предмет: «А! Ты хочешь собаку», - затем дайте ему игрушку. Никогда не забирайте у малыша игрушку только потому, что он не может попросить ее словами, или потому, что он неправильно произносит ее название.

Простые понятия

Вашему малышу предстоит выучить многое из того, что вы воспринимаете, как само собой разумеющееся. Мы приводим несколько понятий, которые помогут развитию речи вашего малыша (наверняка вы сами найдете еще много других). Четко произносите слово, обозначающее понятие, которое вы хотите выразить.

Горячо и холодно

Дайте ребенку потрогать внешнюю сторону чашки с горячим кофе, затем кусочек льда; холодную воду, затем горячую воду; горячее пюре, затем холодное молоко.

Высоко и низко

Аккуратно приподнимите малыша в воздухе, потом опустите его на пол; положите игрушку на шкаф, потом переложите на пол; посадите малыша на горку, затем пусть он съедет вниз.

Внутри и снаружи — пустое и полное

Положите небольшие предметы и игрушки в коробку или ведерко, а затем выньте их.

Покажите малышу наполненное водой или песком ведро, а потом пустое.

Стоя и сидя

Возьмите малыша за руку и встаньте вместе, потом вместе сядьте.

Большой и маленький

Положите большой мяч рядом с маленьким; покажите малышу в зеркале, что папа (или мама) — большой (большая), а он — маленький.

Давайте простые указания

Примерно к первому дню рождения (чаще даже раньше) большинство детей могут выполнять простые указания, конечно, если взрослые правильно их дозируют. Вместо фразы: «Пожалуйста, возьми ложку и дай ее мне», скажите: «Пожалуйста, возьми ложку», - а как только малыш взял ее, добавьте: «Теперь дай, пожалуйста, ложку папе».

Вы можете сделать так, чтобы малышу понравился такой вид занятий, давайте ему указания, которые он наверняка сможет выполнить. Например, если он тянет ручку к печенью, скажите ему: «Возьми печенье». Такие приемы способствуют развитию понимания - решающий этап перед овладением речью.

Поправляйте его мягко

Очень редко бывает, чтобы маленький ребенок правильно произносил пусть даже всего одно слово, и ни один ребенок не выговаривает слова так же четко, как взрослый. Правильное произношение многих согласных, скорее всего, еще несколько лет будет недоступно малышу. Когда он неверно произносит слово, не исправляйте его тоном требовательного учителя, это может отбить у него охоту говорить. Используйте более деликатный подход, исправляя его без выговора. Когда ваш малыш смотрит на небо и говорит: «Мама, езда», ответьте ему: «Правильно. Это звезды».

Если вам нравится, как очаровательно звучат неправильно произносимые вашим малышом слова, старайтесь не повторять за ним, так как это может сбить его с толку.

Используйте новые книги

Дети, которые начинают ходить, очень любят стишки, книги с изображением животных, игрушек и детей. Некоторые уже готовы воспринимать простые рассказы, хотя многие еще несколько месяцев не захотят спокойно сидеть и слушать, как вы читаете. В этом возрасте даже внимательные слушатели могут усидеть за книгой максимум 3-4 минуты, ведь они не умеют концентрироваться длительное время. Остановите чтение и начните комментировать картинки, произносите названия тех предметов, которые он никогда не видел или забыл.

Категории статей