Установление границ в 9-12 месяцев

Разумеется, родители не должны позволять малышу делать все, что ему заблагорассудится. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал запреты. Когда ребенок начинает проявлять себя через свои «нет», ему еще больше требуются рамки, установленные его родителями.

Первые ограничения малыша

Малыш не капризничает: его плач соответствует той или иной потребности: он просто ждет, пока эта потребность будет удовлетворена. Впрочем, родители могут научить малыша умению ждать, успокаивая и утешая его, при условии, что ожидание не будет слишком длительным. Таким образом, новорожденный, который хочет есть, постепенно научится ждать, если его молочко еще не готово. То же касается случаев, когда смесь не успела остыть или когда родители на короткое время занялись чем-то другим. Главное, чтобы малыш чувствовал, что родители услышали его призыв, помогают ему в его ожидании и одновременно стараются сделать все, чтобы удовлетворить его просьбу. Подобные ограничения неизбежны и даже полезны.

Однако голодный малыш не поймет, почему мама не кормит его и не предпринимает никаких действий в этом направлении. Только вместе со своими родителями и при их поддержке во время первых неудобств и огорчений малыш впоследствии сумеет терпеливо переносить неизбежные жизненные неприятности. Чтобы им противостоять, у него будет сильная эмоциональная основа.

Роль запретов

Первые запреты со стороны родителей возникают, как только малыш начинает хватать предметы, а затем и перемещаться. Цель этих запретов - оградить ребенка от рисков, которым он подвергается дома, научить его ценить предметы и вещи и обеспечить покой в семье. Поэтому эти ограничения абсолютно необходимы. Кроме того, они постепенно приучают малыша к понятию «правило».

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ - Физическое строение маленького ребенка вынуждает его требовать немедленного удовлетворения его желаний, однако необходимо, чтобы он постепенно начинал понимать, что такое реальная жизнь, то есть сопоставлял свои желания с возможностью осуществить их. Именно благодаря поэтапному установлению запретов ребенок в состоянии усваивать законы и правила, определяющие жизнь в обществе.

Нежелательно запрещать все подряд юному исследователю, так как он рискует оказаться парализованным боязнью сделать что-то не так или разочаровать своих родителей. Поэтому надо различать запрещенные поступки, касающиеся безопасности, гигиены и правил хорошего тона, от действий, способствующих его развитию и приобретению самостоятельности: например, он не трогает дверцу духовки, но может залезать на диван.

ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - Запреты также служат психической поддержкой для маленького ребенка. Ему необходимо опираться на решения взрослых: ему еще слишком рано чувствовать себя ответственным за свои поступки. Несмотря на его амбиции и представления о своем всемогуществе, малышу нужны ограничения, которые помогают ему не чувствовать себя виноватым, если с ним что-то происходит не так. Устанавливая запреты, родители берут на себя ответственность за то, что разрешено или, наоборот, запрещено.

Соглашаясь на эту роль и с терпением относясь к проявлениям агрессии недовольного ребенка, они помогают ему не чувствовать себя ответственным за все. Существует множество опасных ситуаций, и если бы ребенок сам был осторожен, он не мог бы тогда вообще продолжать делать что-либо и изучать окружающий его мир! Подобная ситуация может привести его к пагубной замкнутости в самом себе и к задержке развития. В проблемных ситуациях не стесняйтесь обращаться к специалисту.

Регулирующая роль родителей

  • Через ежедневное общение малыш постепенно начнет по-своему «понимать», что его родители помогают ему регулировать эмоции и переживания. Например, когда ребенок плачет от голода, мама сопровождает приготовления к кормлению успокаивающими, ласковыми словами, даже если ей порой трудно не поддаться раздражению из-за нетерпеливости малыша.
  • Родители таким спонтанным поведением играют очень важную роль «фильтра» между еще совсем маленьким ребенком и своими эмоциями.
  • Если ребенок слишком возбужден, то родители пытаются успокоить его, разговаривая с ним. Таким образом, они выполняют функцию барьера между ребенком и окружающей средой, которую он еще пока не может воспринимать и постигать.
  • Благодаря этому повторяющемуся опыту ребенок сможет испытывать чувство внутренней безопасности: потому что его потребности удовлетворяются наилучшим способом, потому что он слышит этот понимающий его эмоции голос, потому что происходит эмоциональный обмен с окружающими. Следовательно, он будет в состоянии сам культивировать в себе способность успокаиваться. Родители частично передадут ему свои навыки, используя которые они когда-то выстраивали себя и подстраивались под окружающий мир, который иногда полон стрессов.
  • Не существует правильного или неправильного решения. На самом деле каждый развивает свои собственные способности адаптации в зависимости от темперамента и семейной традиции. Умение культивировать в себе чувство доверия и уверенности в себе играет очень важную роль в развитии: так маленькие дети в состоянии исследовать окружающий мир и удовлетворять свое любопытство.

Что делать с ребенком, который кусается

У ношей дочки теперь есть два зуба, и ей нравится кусаться, когда ей в чем-либо противоречат. Как я могу положить конец этой нехорошей привычке? 

Возможно, все началось со случайного укуса, когда вы пронзительно вскрикнули и тем самым вызвали довольное хихиканье вашей дочки, за которым последовал ваш веселый смех и, следовательно, продолжение игры: она вас кусает, ждет вашей реакции, вашего «нет», а ваше желание оставаться при этом невозмутимой веселит ее, Вместо того чтобы ободрять ее смехом (или слишком бурной реакцией, что побуждает ее повторить свой подвиг), твердым «нет!» дайте ей ясно понять, что она не должна вас кусать. Очень важно отучить вашу дочь от этой плохой привычки уже сейчас, чтобы в будущем избежать более серьезных проблем, связанных с тем, что она кусается. Еще не поздно объяснить ей, что зубы существуют не для того, чтобы кусаться, кусать она может только определенные вещи (кольцо-прорезыватель, кусочек хлеба или банан) и не должна кусать другие (палец старшего брата, папино плечо).

Категории статей